Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»[1]. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.Нормативная стилистика развивалась в России задолго до революции под антично-средневековским, немецким и французским влиянием (начиная уже с грамматик Ломоносова; наиболее развёрнутым пособием в начале XX в. была книга В. И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», 1911)
Теоретические положения
Владение «культурой речи» советские теоретики разделяли на «правильность речи» (соблюдение литературной нормы, определяемой категорически: например, недопустимость вариантов вроде одел пальто или сколько время?) и «речевое мастерство» (умение выбора наиболее стилистически уместных, выразительных или доходчивых вариантов); в этом последнем случае варианты характеризуются не как «правильный или неправильный», а оценочно — «лучше или хуже» (ср. нежелательность я кушаю, а не я ем, или я сумел в смысле «смог»).
Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями, словесными штампами и «канцеляризмами» (особую известность получило публицистическое понятие «канцелярит», введённое Корнеем Чуковским в книге «Живой как жизнь»).
Задание: Устно закончи каждое предложение сложным словом (слово, имеющее два и более корня). 1) Аппарат, который сам летает по воздуху, - это САМОЛЁТ. 2) Поток воды, который падает с большой высоты,- это ВОДОПАД. 3) Человек, который пашет землю, - это ЗЕМЛЕПАШЕЦ. 4) Разновидность мышей, которые роют землю, называется ЗЕМЛЕРОЙКА. 5) Военный корабль с ракетами на борту - это РАКЕТОНОСЕЦ. 6) Военный корабль закованный в броню, - это БРОНЕНОСЕЦ. 7) Одежда,которая греет тело, называется ТЕЛОГРЕЙКА. 8) Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня, - это БРОНЕЖИЛЕТ. 9) Кастрюля, которая быстро варит, - это СКОРОВАРКА.
Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»[1]. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.Нормативная стилистика развивалась в России задолго до революции под антично-средневековским, немецким и французским влиянием (начиная уже с грамматик Ломоносова; наиболее развёрнутым пособием в начале XX в. была книга В. И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи», 1911)
Теоретические положения
Владение «культурой речи» советские теоретики разделяли на «правильность речи» (соблюдение литературной нормы, определяемой категорически: например, недопустимость вариантов вроде одел пальто или сколько время?) и «речевое мастерство» (умение выбора наиболее стилистически уместных, выразительных или доходчивых вариантов); в этом последнем случае варианты характеризуются не как «правильный или неправильный», а оценочно — «лучше или хуже» (ср. нежелательность я кушаю, а не я ем, или я сумел в смысле «смог»).
Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями, словесными штампами и «канцеляризмами» (особую известность получило публицистическое понятие «канцелярит», введённое Корнеем Чуковским в книге «Живой как жизнь»).
1) Аппарат, который сам летает по воздуху, - это САМОЛЁТ.
2) Поток воды, который падает с большой высоты,- это ВОДОПАД.
3) Человек, который пашет землю, - это ЗЕМЛЕПАШЕЦ.
4) Разновидность мышей, которые роют землю, называется ЗЕМЛЕРОЙКА.
5) Военный корабль с ракетами на борту - это РАКЕТОНОСЕЦ.
6) Военный корабль закованный в броню, - это БРОНЕНОСЕЦ.
7) Одежда,которая греет тело, называется ТЕЛОГРЕЙКА.
8) Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня, - это БРОНЕЖИЛЕТ.
9) Кастрюля, которая быстро варит, - это СКОРОВАРКА.