Перепишите данные предложения, распределяя их по трём группам: а) прямая речь стоит после слов автора; б) прямая речь стоит перед словами автора; в) слова автора разрывают прямую речь. Расставьте в предложениях знаки препинания. Составьте схемы предложений (по одной на каждую группу).
1. Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая сказать ему: Учтив твой друг, признаться (И. С. Тургенев). 2. Что за соседство подумал Коля. Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий? (В. Песков). 3. Ишь ты! подумала мать. Смотришь медведем а живёшь лисой (М. Горький). 4. Они любят золото, как сороки засмеялся доктор (К. Паустовский). 5. Анна прочёл Щедрин я совершил великий грех перед тобой не сказав тебе ни слова о предстоящей дуэли (К. Паустовский). 6. Ну, а мы что же делать будем с старик старуху (С. Гейченко). 7. Тихон Ильич покосился и сказал Сию минуту выйди вон (И. А. Бунин). 8. Как вы изволили провести время? вдруг сказал отец (В. Набоков). 9. Порфирий воскликнул толстый увидев тонкого. Ты ли это? (А. П. Чехов). 10. Нечего их ни жалеть ни жаловать сказал старичок в голубой ленте (А. С. Пушкин).
ПАльцем не пошевельнЁт -ничего не сделать,не предпринять.
КалачОм не замАнишь-не поддается никаким уговорам.
ИзвивАться ужОм-заискивать,льстить.
ЖИзнь бьЁт ключОм - оживление в жизни.
КривИть душОй-поступать против совести,говорить неправду.
С тяжЁлым сЕрдцем-делать что-то нехотя,без желания,с тревогой.
ПлечОм к плечУ-рядом,один возле другого.
Не удАрить в грЯзь лицОм - не опозориться,показать себя с лучшей стороны.
ЗнАть как своИ пЯть пАльцев -хорошо изучить кого-то.
ЛицОм к лицУ-находиться вплотную к кому-либо.
ПопАсть пАльцем в нЕбо-ошибочно думать или угадывать-что-то без особой заслуги.
1. Понятие о разносклоняемых именах существительных.
Особенность разносклоняемых имен существительных понятна из названия: они склоняются по-разному, т. е. их нельзя отнести к какому-то одному типу склонения.
К разносклоняемым существительным относятся:
- десять существительных на –мя: бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя;
- существительное мужского рода путь;
- существительное среднего рода дитя.
2. Особенности склонения разносклоняемых существительных.
Разносклоняемым существительным присущи следующие особенности:
1. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание –и, как и существительные 3-го склонения.
Таблица 1. Окончание И в разносклоняемых существительных
2. В творительном падеже единственного числа имеют окончание –ем, как во 2-м склонении.
Таблица 2. Окончание ЕМ в разносклоняемых существительных
3. У существительных на –мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён.
Таблица 3. Суффикс ЕН в разносклоняемых существительных
Таблица 4. Склонение разносклоняемых существительных во множественном числе
У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.
Таблица 5. Склонение существительного путь
Существительное дитя:
- в единственном числе сохраняет архаическую форму склонения:
- в творительном падеже множественного числа имеет окончание –ми: