Перепишите предложение, ставя нужные знаки препинания. В предложении необходимо найти определяемые слова, подчеркнуть причастные и деепричастные обороты. Покончив со своими делами стрелки утомленные долгой дорогой стали ложиться спать.
Роль имён существительных в речи" 1.Имена существительные, которые называют людей и животных (одушевленные) , отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные (неодушевленные) отвечают на вопрос что? Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? (Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка. ) Имена существительные, отвечающие на вопрос что? (Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал) 2.Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении. Пушистый снег укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый заяц. Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения. Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей лисы. 3) Однородные члены предложения в тексте выражены в основном именами существительными и глаголами, что придает нашей речи точность, ясность и ощущение движения вперед. Больше всего в тексте существительных и местоимений, потому что сначала человек давал названия предметам, вещам, которые он видел, и только потом описывал их действия. Глаголы занимают в тексте третье место. Для автора важно показать движение, развитие. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь! С. Маршак. ) 4) Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее. Люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении. Назначение толкового словаря– объяснять, что означают слова. О многозначности можно узнать в толковом словаре. Жилище, -а ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ.
1.Имена существительные, которые называют людей и животных (одушевленные) , отвечают на вопрос кто? , другие имена существительные (неодушевленные) отвечают на вопрос что?
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка. )
Имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
2.Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
Пушистый снег укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый заяц.
Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей лисы.
3) Однородные члены предложения в тексте выражены в основном именами существительными и глаголами, что придает нашей речи точность, ясность и ощущение движения вперед. Больше всего в тексте существительных и местоимений, потому что сначала человек давал названия предметам, вещам, которые он видел, и только потом описывал их действия. Глаголы занимают в тексте третье место. Для автора важно показать движение, развитие.
Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых и обобщённых идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь! С. Маршак. )
4) Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее. Люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении.
Назначение толкового словаря– объяснять, что означают слова. О многозначности можно узнать в толковом словаре.
Жилище, -а ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ.
Тестирование.
1. Найти и записать предложение с причастием.
А) Садовая дорожка манит окунуться в прохладу тенистых яблонь.
Б) Тающая льдинка превращалась в капельку.
В) Артисты порадовали зрителей.
ответ: Б.
2. Найти и записать предложение со страдательным причастием.
А) В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
Б) Дождь, ливший с утра, наконец-то утих.
В) Глубокая колея, вся засыпанная пожухлыми листьями, к утру покрылась тонким ледком.
ответ: В.
3. Найти и записать действительные причастия настоящего времени. (Здесь несколько вариантов)
А) составленный;
Б) читающий;
В) шагающий;
Г) услышанный;
Д) называемый;
Е) погруженный;
Ж) несущий;
З) оторванный;
И) видящий;
К) успевающий;
ответ: Б, В, Д, Ж, И, К.
4. От какого глагола нельзя образовать действительного причастия настоящего времени:
А) строить; ( действительное причастие наст. вр. -строящий)
Б) кормят; (действительное причастие наст. вр., - кормящий)
В) гонишься; (действительное причастие наст.вр., - гонящийся)
Г) выйти. (действительное причастие наст.вр., - отсутствует)
ответ: Г.
5. Найти и записать предложение с кратким причастием:
А) Это была незабываемая встреча.
Б) В заброшенном саду было уныло.
В) План был полностью выполнен.
ответ: В.
6. Найти и записать слово с суффиксом -ИМ-.
А) согреваЕМый
Б) решаЕМый
В) движИМый
Г) колеблЕМый
ответ: В.
7. Найти и записать слово, в котором пишется буква -е-:
А) зависИмый;
Б) видИмый;
В) решаЕмый;
Г) движИмый.
8. Найти и записать слово в котором пишется буква -я-:
А) приближаЮщийся;
Б) клеЯщий;
В) клокочУщий;
Г) колЮщий.
ответ: Б.
9. Найти и записать слово, в котором пишется буква -ю-:
А) строЯщийся;
Б) рокочУщий;
В) брезжАщий;
Г) стелЮщийся.
ответ: Г.
10. В каком ряду перед -Н- и -НН- пишется Е? Запишите этот ряд.
А) некошЕная трава, отчаЯнный поступок, расстрелЯнные (патроны)
Б) ветрЕный (день), ветрЯная (мельница), услышАна
В) занавешЕнный, подклеЕнный, скошЕнный.
ответ: В.