Петя спал тревожно. Его разбудили неугомонные птицы. Мальчик оделся и вышел на воздух. На Пете был городской3 праздничный костюм: шерстяная синяя матроска, короткие штанишки, длинные чулки и круглая соломенная шляпа с большими3 полями.
Всё было в холодной тени: сад, степь1, двор1. Петя медленно обошёл всё вокруг.
Всё лето Петя пробегал почти нагишом. Он загорел, привык ходить босиком по колючкам, купался три раза в день.
Мальчик всей душой почувствовал себя чужим в этом пустынном мире раннего утра. Даже таинственная и чудесная яма в углу показалась чужой. А как интересно в ней было печь на костре вкусную картошку.
Жаль, что лето кончилось!
(100 слов) (По В. Катаеву)
Задания:
1. Прослушайте текст. Определите его тему. Какова основная мысль текста?
2. Напишите текст под диктовку.
3. Обозначьте графически орфограмму “Н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных”.
4. Подчеркните как члены предложения имена прилагательные, определите и надпишите сверху их разряд.
5. Имена прилагательные какого разряда не встретились в тексте? Приведите свои примеры прилагательных этого разряда.
Д. Странный звук подплывал все ближе и ближе, и рос в своей силе.
звук (что делал?) подплывал и рос (запятая не нужна)
8. Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
Б. На прилавке красовались свежие овощи: красные помидоры, зеленые огурцы.
B. Митраша выучился делать деревянную посуду: бочонки, лохани, шайки.
9.Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
B. Все было серо, холодно и мокро и земля, и небо, и тощая трава.
нужно двоеточие после слова МОКРО
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. За околицей запели ( ) и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.
А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.