Рекомендации по работе с памятью в учебном процессе.
Для хорошего запоминания прочитанного: -разделите текст карандашом на логически завершенные части; -придумайте для каждой части заглавие; -расскажите материал по заглавиям; -выпишите на листочек по одному наиболее информативному слову из каждого заглавия; -с опорных слов восстановите все содержание. До начала чтения по названию попытайтесь угадать содержание и решите, что вы уже знаете по этому вопросу и какая информация вам нужна. Если вам нужно выучить что-то близко к тексту, учите материал целиком, вызывая у себя поток эмоций и, не стесняясь выражайте его. По аргументам автора, опережающим образом, самостоятельно делайте выводы.
Более прочно сможете запомнить материал, применяя к нему разнообразные приемы организации: -Используйте мнемонические приемы запоминания по первым буквам (Например, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан - для запоминания последовательности цветов в спектре белого цвета) . -Структурируйте материала в виде стихов (Шесть ю восемь – сорок восемь) . -Используйте схемы, как прием кодирования информации. -Активируйте память применением ассоциативных сравнений и аналогов.
Заучиванию должны подлежать базовые элементы структурной основы долговременной памяти, которые используются для переработки образной и семантической информации.
Для повторения материала используйте приемы: -Записная книжка. На четвертинку листа выпишите новые понятия и их определения. Заглядывайте в него перед сном, утром и перед уроком. -Прием Симонида. Разместите в разных местах вашего жилища или офиса информацию, которую нужно запомнить. -Прием Цицерона. Для запоминания информации в строгой последовательности «расположите» ее по известному вам маршруту.
Составляйте и используйте опорные конспекты, активирующие умственную деятельность, позволяющие полнее и глубже усвоить учебную программу. В опорном конспекте кратко излагается учебная информация, сжатая опорными сигналами (закодированным содержанием текста, стимулирующим его припоминание) и с выделением опорных пунктов (элементов, выражающих общий смысл) . Учебные плакаты и структурно-логические схемы являются наиболее часто используемыми формами опорных сигналов. Для сжатия информации используйте условные обозначения и допустимые сокращения, линии, простые геометрические фигуры и рисунки. Компоновку материала производите по законам композиции: соподчинения, пропорции, цвета, ритмического и метрического порядка.
Для активизации непроизвольного запоминания и определения пробелов в знаниях используйте игровые ситуации и элементы игр в учебном процессе.
Для свертывания информации при конспектировании : 1.Подразделите материал на смысловые части, выделите главные мысли и выводы. 2.Наиболее существенные положения и тезисы последовательно и кратко изложите своими словами. Приведите факты и примеры. 3.Используйте сокращения, условные обозначения, ключевые слова и выражения, вместо цитирования приводите ссылки. 4.Располагайте абзацы ступеньками, используйте различные цвета и подчеркивания. 5.Используйте приемы скорописи (буква в обвертке, стенографические окончания, условные обозначения и сокращения)
Рассказ по картине Е. Широкова \ Я сижу и глажу мою милую Дафни. Дафни попала ко мне еще, будучи маленьким щеночком… У нас во дворе жила большая чёрная собака. Она была очень ласковая и добрая. Все её очень любили. Для неё даже построили будку, а зимой она жила в подъезде. Каждый прохожий считал своим долгом покормить и поиграть с ней. И однажды у неё появились щенки, и я взял одного. Конечно, мама была против, но мы с папой её уговорили… Мы обещали, что она не Щеночек вырос в красивую чёрную собаку. У Дафни добрые и печальные глаза. Кончики её лап белые, и кажется, будто она в беленьких башмачках. Она очень смышленая, всё понимает с первого слова. Часто мне даже не приходится говорить ей, что-либо, она всё может понять по моему взгляду. Когда у мамы отказали ноги я и Дафни не отходили от её постели. Дафни спала на парализованных маминых ногах и грела их своим теплом и всё так же смотрела грустным взглядом. Я прогуливал школу и сидел с мамой. Отец работал и приносил маме лекарства. Врач сказал, что мама возможно больше не будет ходить. Ей требовалась забота и уход. Каждое утро мама плакала от бессилия, она считала себя обузой. Так три мучительные недели, я очень сильно отставал от школьной программы и меня перевели на домашнее обучение. Отец днями и ночами пропадал на работе, чтобы заработать на лекарства для мамы. … А Дафни по-прежнему лежала у мамы в ногах. На четвёртую неделю мама встала и пошла! Для всех это было чудо! Мы не могли поверить своему счастью.… Когда к нам пришёл врач, тот самый, который сказал, что мама возможно больше не будет ходить, он был очень сильно удивлён! Он долго думал, что маме восстановится. … И он понял! Он сказал, что это собака! Дафни маме, потому что она лежала на маминых ногах, грела их, и он сказал, что собаки преданные существа и готовы на всё ради своих хозяев. Не зря говорят: « Собака – лучший друг человека ». Скоро после того, как мама начала ходить Дафни очень сильно заболела. Ей всегда было жарко, она вся была горячая, она лежала и скулила. Она часто пила и мало ела. Мы были очень обеспокоены. Я подолгу сидел рядом с ней и гладил её, а она лежала, положив голову на лапы, и продолжала смотреть грустным взглядом. Я говорил с ней, как бы убеждая её в том, что всё будет хорошо. Ветеринар сказал, что она просто заболела и ей нужна забота и уход. Я и мама ухаживали за Дафни и дарили ей свою заботу и любовь, как она однажды подарила её нам.
Для хорошего запоминания прочитанного:
-разделите текст карандашом на логически завершенные части;
-придумайте для каждой части заглавие;
-расскажите материал по заглавиям;
-выпишите на листочек по одному наиболее информативному слову из каждого заглавия;
-с опорных слов восстановите все содержание.
До начала чтения по названию попытайтесь угадать содержание и решите, что вы уже знаете по этому вопросу и какая информация вам нужна.
Если вам нужно выучить что-то близко к тексту, учите материал целиком, вызывая у себя поток эмоций и, не стесняясь выражайте его. По аргументам автора, опережающим образом, самостоятельно делайте выводы.
Более прочно сможете запомнить материал, применяя к нему разнообразные приемы организации:
-Используйте мнемонические приемы запоминания по первым буквам (Например, Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан - для запоминания последовательности цветов в спектре белого цвета) .
-Структурируйте материала в виде стихов (Шесть ю восемь – сорок восемь) .
-Используйте схемы, как прием кодирования информации.
-Активируйте память применением ассоциативных сравнений и аналогов.
Заучиванию должны подлежать базовые элементы структурной основы долговременной памяти, которые используются для переработки образной и семантической информации.
Для повторения материала используйте приемы:
-Записная книжка. На четвертинку листа выпишите новые понятия и их определения. Заглядывайте в него перед сном, утром и перед уроком.
-Прием Симонида. Разместите в разных местах вашего жилища или офиса информацию, которую нужно запомнить.
-Прием Цицерона. Для запоминания информации в строгой последовательности «расположите» ее по известному вам маршруту.
Составляйте и используйте опорные конспекты, активирующие умственную деятельность, позволяющие полнее и глубже усвоить учебную программу. В опорном конспекте кратко излагается учебная информация, сжатая опорными сигналами (закодированным содержанием текста, стимулирующим его припоминание) и с выделением опорных пунктов (элементов, выражающих общий смысл) .
Учебные плакаты и структурно-логические схемы являются наиболее часто используемыми формами опорных сигналов. Для сжатия информации используйте условные обозначения и допустимые сокращения, линии, простые геометрические фигуры и рисунки. Компоновку материала производите по законам композиции: соподчинения, пропорции, цвета, ритмического и метрического порядка.
Для активизации непроизвольного запоминания и определения пробелов в знаниях используйте игровые ситуации и элементы игр в учебном процессе.
Для свертывания информации при конспектировании :
1.Подразделите материал на смысловые части, выделите главные мысли и выводы.
2.Наиболее существенные положения и тезисы последовательно и кратко изложите своими словами. Приведите факты и примеры.
3.Используйте сокращения, условные обозначения, ключевые слова и выражения, вместо цитирования приводите ссылки.
4.Располагайте абзацы ступеньками, используйте различные цвета и подчеркивания.
5.Используйте приемы скорописи (буква в обвертке, стенографические окончания, условные обозначения и сокращения)
Я сижу и глажу мою милую Дафни. Дафни попала ко мне еще, будучи маленьким щеночком…
У нас во дворе жила большая чёрная собака. Она была очень ласковая и добрая. Все её очень любили. Для неё даже построили будку, а зимой она жила в подъезде. Каждый прохожий считал своим долгом покормить и поиграть с ней. И однажды у неё появились щенки, и я взял одного. Конечно, мама была против, но мы с папой её уговорили… Мы обещали, что она не
Щеночек вырос в красивую чёрную собаку. У Дафни добрые и печальные глаза. Кончики её лап белые, и кажется, будто она в беленьких башмачках. Она очень смышленая, всё понимает с первого слова. Часто мне даже не приходится говорить ей, что-либо, она всё может понять по моему взгляду.
Когда у мамы отказали ноги я и Дафни не отходили от её постели. Дафни спала на парализованных маминых ногах и грела их своим теплом и всё так же смотрела грустным взглядом. Я прогуливал школу и сидел с мамой. Отец работал и приносил маме лекарства. Врач сказал, что мама возможно больше не будет ходить. Ей требовалась забота и уход. Каждое утро мама плакала от бессилия, она считала себя обузой. Так три мучительные недели, я очень сильно отставал от школьной программы и меня перевели на домашнее обучение. Отец днями и ночами пропадал на работе, чтобы заработать на лекарства для мамы. … А Дафни по-прежнему лежала у мамы в ногах. На четвёртую неделю мама встала и пошла! Для всех это было чудо! Мы не могли поверить своему счастью.… Когда к нам пришёл врач, тот самый, который сказал, что мама возможно больше не будет ходить, он был очень сильно удивлён! Он долго думал, что маме восстановится. … И он понял! Он сказал, что это собака! Дафни маме, потому что она лежала на маминых ногах, грела их, и он сказал, что собаки преданные существа и готовы на всё ради своих хозяев. Не зря говорят: « Собака – лучший друг человека ».
Скоро после того, как мама начала ходить Дафни очень сильно заболела. Ей всегда было жарко, она вся была горячая, она лежала и скулила. Она часто пила и мало ела. Мы были очень обеспокоены. Я подолгу сидел рядом с ней и гладил её, а она лежала, положив голову на лапы, и продолжала смотреть грустным взглядом. Я говорил с ней, как бы убеждая её в том, что всё будет хорошо. Ветеринар сказал, что она просто заболела и ей нужна забота и уход. Я и мама ухаживали за Дафни и дарили ей свою заботу и любовь, как она однажды подарила её нам.