План лингвистического анализа текста 1. Тема текста. Темой текста является описание… Это произведение посвящено изображению… 2. Основная мысль Автор стремится показать… Автор подводит читателя к выводу, что… Основной мыслью произведения является… 3. Количество микротем Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно… В данном тексте можно выделить следующие микротемы… Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем. 4. Настроение Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…) Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что… Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением. 5. Средства художественной изобразительности В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства: эпитеты…, сравнения…, метафоры…, олицетворения… Автор достигает своей цели, используя … 6. Лексические особенности В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами автору передать положительные эмоции. Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на… Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику. Обилие разговорной лексики позволяет передать… 7. Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса В тексте преобладают простые (сложные) предложения По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации - … Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает … Можно выделить предложения с однородными членами, с их автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения. Предложения с многоточиями… Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность. Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность. 8. Звуковые средства художественной изобразительности Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания. Звуки … пронизывают все произведение. Из звуковой гаммы текста выделяются … Частое употребление звуков передать общее настроение произведения. 9. Элементы стихотворной речи В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова … Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.
Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные отличить один предмет от другого. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым определяются общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.
Значение имеют не все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звезда — на небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.
Лексическое значение может быть объяснено:
описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления;
через однокоренное слово;
подбором синонимов.
Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.
Термин «лексическое» или, как в последнее время стали говорить, «смысл слова» не может считаться вполне определенным. Под лексическим значением слова обычно разумеют его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка. Общественно закрепленное содержание слова может быть однородным, единым, но может представлять собою внутренне связанную систему разнонаправленных отражений разных «кусочков действительности», между которыми в системе данного языка устанавливается смысловая связь.
1. увидев (деепричастие) брата (существительное) (д.о), я (подлежащее, выраженное личным местоимением) быстро (обстоятельство, выраженное наречием) подошла (сказуемое, выраженное глаголом) к (предлог) нему (дополнение, выраженное местоимением)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом)
[_._., __=]
2. она (подлежащее, выраженное личным местоимением) слушала (сказуемое, выраженное глаголом) его (дополнение, выраженное личным местоимением), закрыв (деепричастие) глаза (существительное) (д.о)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом)
[__ =, _._.]
3. Петров (подлежащее, выраженное существительным) вышел (сказуемое, выраженное глаголом) из класса (дополнение, выраженное существительным), громко (наречие) хлопнув (деепричастие) дверью (существительное) (д.о)
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом)
[__ =, _._.]