Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов. Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш» . Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой. В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала» . Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче. Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава»
Имя существительное - самостоятельная часть речи, обозначающая слова с предметным значением в широком смысле (стол, окно, мужество и др.). Имя сущ. отвечает на вопросы: кто? или что? (кого? чего? и т.д.). Имена сущ. изменяются по числам и падежам. В предложении могут выступать в функции любого члена. Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, его качество (хороший, большой, медный и др.). Имя прил. отвечает на вопросы: какой? чей? Имена прил. изменяются по родам, числам и падежам. Имя числительное - самост. часть речи, называющая число, количество предметов при счёте или порядковый номер того или иного предмета. Имя числит. отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?). Имена числит. изменяются по падежам. Количественные числит. изменяются по родам, а все порядковые числит. - по числам. Глагол - самост. часть речи, обозначающая действие. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что делает? что сделать? что сделает? Глагол изменяется по видам, лицам, числам, временам, спряжениям, наклонениям, переходности, в времени - по родам. Местоимение - самост. часть речи, не называющая предмет, признак, количество, а только указывающая на него (себя, это, некто, всякий и др.) Личные мест. 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, личные мест. 3-го лица изменяются по родам, числам и падежам, вопросительные и относительные мест. изменяются только по падежам.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш» . Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала» . Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава»
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, его качество (хороший, большой, медный и др.). Имя прил. отвечает на вопросы: какой? чей? Имена прил. изменяются по родам, числам и падежам.
Имя числительное - самост. часть речи, называющая число, количество предметов при счёте или порядковый номер того или иного предмета. Имя числит. отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?). Имена числит. изменяются по падежам. Количественные числит. изменяются по родам, а все порядковые числит. - по числам.
Глагол - самост. часть речи, обозначающая действие. Глагол отвечает на вопросы: что делать? что делает? что сделать? что сделает? Глагол изменяется по видам, лицам, числам, временам, спряжениям, наклонениям, переходности, в времени - по родам.
Местоимение - самост. часть речи, не называющая предмет, признак, количество, а только указывающая на него (себя, это, некто, всякий и др.) Личные мест. 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, личные мест. 3-го лица изменяются по родам, числам и падежам, вопросительные и относительные мест. изменяются только по падежам.