План самостоятельной работы ученика Русский язык
5 класс
Урок 6
Раздел 1. Культура: язык и общение.
Задание для формативного оценивания - 10б
Прочитай текст.
1) Какова тема текста? - 16
2) Какова основная мысль текста? - 16
3) Составь и запиши простой план текста.
План должен состоять из 4 пунктов - 26
(Критерии для формулирования темы, основной мысли и составления простого плана
текста были даны на первом уроке)
Язык народа по праву можно назвать его бессмертной душой. Язык хранит культуру своего
народа и одновременно влияет и создает ее.
Иногда язык может пережить свой народ и сделать его в каком-то смысле бессмертным – о
нем будут помнить всегда. Давно уже нет древних римлян или египтян, но благодаря тому, что
сохранились письменные памятники, мы, современные люди, знаем о них очень много.
Язык не только хранит культурное наследие, но и отражает все изменения, которые
происходят в жизни его народа. Слова, которые сейчас совершенно обычны — интернет,
принтер, сайт - еще совсем недавно были неизвестны языку. Таких вещей еще просто не было.
Не было и некоторых явлений, таких как онлайн-конференция и вебинар.
Таким образом, язык хранит память о том, как жил его народ когда-то давно и фиксирует все
изменения, которые происходят в жизни его носителей. С языка преодолеваются
время и пространство. Поэтому язык по праву можно назвать душой народа и его бессмертием.
Точная: А.С.Пушкин: "Зимнее утро":
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный...
Неточная: Г.Р. Державин „Соловей“:
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит;
То шумом заглушаем водным
Вздыханьем сладостным томит...
2. а).Женская рифма,
б). Гипердактилическая.
3. Ассонанс - это созвучие («Цыгане» Пушкина):
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Еще быстрее; только год
Меня любила Мариула.
Диссонанс - (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают. (Марина Цветаева):
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать — крест надевала солдату,
Мать с сыном прощалась навеки...
И снова из сгорбленной хаты:
«Простите меня, мои реки!»
4.