) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большой пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших и до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.
(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!
(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 15 2) 3 3) 6 4) 12
В 1. Из предложений 13-17 выпишите слово, образованное переходом из одной части речи в другую.
В 2. Из предложений 1-4 выпишите причастие.
В 4. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В 5. Среди предложений 11-17 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В 6. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения.
В 7. Среди предложений 1-12 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этих предложений.
В 8. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В 9. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Д.С. Лихачев призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует в предложениях 4, 5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к в предложении 1.
Объяснение:
) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большой пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших и до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведений гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей. (11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.
(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!
(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 15 2) 3 3) 6 4) 12
В 1. Из предложений 13-17 выпишите слово, образованное переходом из одной части речи в другую.
В 2. Из предложений 1-4 выпишите причастие.
В 4. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В 5. Среди предложений 11-17 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
В 6. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными определением. Напишите номер этого предложения.
В 7. Среди предложений 1-12 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным. Напишите номер(-а) этих предложений.
В 8. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В 9. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Д.С. Лихачев призывает читателей разделить его эмоции по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Для привлечения внимания читателя автор использует в предложениях 4, 5 и 16. Сравнивая нашу Землю с собранием превосходных экспонатов, он использует в предложении 17. Противопоставляя земное космическому, автор прибегает к в предложении 1.
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония
5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения 11) антитеза 12) эпитет
1. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил Марью Ивановну в руках разбойников.
2. На ярмарке случилось странное происшествие: всё наполнилось слухом, что между возов появилась красная свитка.
3. Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались.
4. Об одном вас: стреляйте скорее.
5. Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.
6. Шестнадцать лет служу - такого со мной не случалось.
7. Берегов не видать: их скрыла ночь, и оттолкнули куда-то широкие волны разлива.
8. Руки коченели, дыхание прерывалось, хрипела грудь.
9. Снимок точно был замечательный: изумлённое распухшее лицо плавало в сероватой мути.
10. Я когда-то думал: проберусь в Петербург, подниму восстание.
11. В эти годы письма шли долго - только в июле пришёл ответ.
12. Ганин не мог уснуть: в ногах бегали мурашки, и подушка мучила голову.
13. Сережка промолчал: он не любил словесных клятв и заверений.
14. В полдень пройти по мертвой улице - человека не встретишь.
15. Стемнеет - по связи придёте.