Берестяные грамоты, найденные в Новгороде, представляют собой открытие первостепенной важности. Они являются памятниками светского содержания, которые открывают нам "бытовую письменность" Древней Руси XI—XV вв. Новгородские грамоты, за редким исключением, носили деловой характер и служили практическим целям (4). Это административные распоряжения о натуральных и денежных повинностях населения ("перевары пива" — № 3, налоги, исчисляемые в мехах, — № 2) или же частноправовые акты: завещания (№ 23, 42), иск о приданом (№ 9), разного рода челобитные, хозяйственные распоряжения и другие письма.
. В прежние времена существовало устойчивое мнение, что в древней Руси грамотными были лишь князья и попы, да и то не все. Открытие нового массового источника – берестяных грамот – показало, что это представление ошибочно. Авторами многих грамот были ремесленники, холопы, крестьяне и, что особенно показательно, женщины.
. Главную часть берестяной переписки составляют письма, полученные от крестьян или сельских управляющих, их господами. Эти письма содержат крестьянские жалобы о предоставлении семян или инвентаря, донесения управляющих о ходе полевых работ или о состоянии урожая.
Грамоты позволили по-новому характеризовать многие стороны средневековой истории и городской культуры, осветив самые потаенные их уголки, заглянуть в которые еще недавно казалось абсолютно нереальным.
Важнейшим источником являются акты, но, отражая конкретное действие, они писались по традиционному, мертвому формуляру, оставляя за гранью своих сообщений общеизвестные прежде, но неизвестные современному исследователю знания. Так, в договорах Новгорода с князьями, написанных по древнему формуляру, конституционной основой называются «грамоты Ярослава» , духа и буквы которых должен был придерживаться каждый приглашаемый в Новгород князь. Но «грамоты Ярослава» до нас не дошли, и смысл их с трудом может быть реконструирован совокупным изучением косвенных свидетельств. Археология в ее обычном понимании ввести исследователя в усадьбу и дом средневекового горожанина, показать ему во всех подробностях окружавшую его и изменчивую во времени бытовую обстановку, но она не в силах воскресить человека, заставить зазвучать его голос и дать нам представление о его повседневных заботах, радостях и горестях.
Поэтому находка любой новой берестяной грамоты – маленькое чудо воскрешения давно умершего человека, имя и самое существование которого, казалось бы, навсегда было забыто его ближайшими потомками. Уже найденные к сегодняшнему дню берестяные документы, сообщив нам сотни таких забытых имен, населили Новгород целой толпой говорящих теней рассказать о себе и о своих современниках. Мы теперь иначе представляем себе и состояние грамотности в древнем Новгороде, и характер внутриусадебных отношений, и те динамические процессы, которые лежали в основе развития новгородской экономики и политики.
Однако главным результатом открытия берестяных грамот является персонификация жилого комплекса, возможность сомкнуть тяготеющие к генерализации вещественные материалы раскопок с конкретностью письменного документа, не только увидеть исчерпывающий репертуар предметов и сооружений, которыми пользовался средневековый новгородец, но и услышать голос этого новгородца. источник: вики - свободная энциклопедия
Новгородские грамоты, за редким исключением, носили деловой характер и служили практическим целям (4). Это административные распоряжения о натуральных и денежных повинностях населения ("перевары пива" — № 3, налоги, исчисляемые в мехах, — № 2) или же частноправовые акты: завещания (№ 23, 42), иск о приданом (№ 9), разного рода челобитные, хозяйственные распоряжения и другие письма.
. В прежние времена существовало устойчивое мнение, что в древней Руси грамотными были лишь князья и попы, да и то не все. Открытие нового массового источника – берестяных грамот – показало, что это представление ошибочно. Авторами многих грамот были ремесленники, холопы, крестьяне и, что особенно показательно, женщины.
. Главную часть берестяной переписки составляют письма, полученные от крестьян или сельских управляющих, их господами. Эти письма содержат крестьянские жалобы о предоставлении семян или инвентаря, донесения управляющих о ходе полевых работ или о состоянии урожая.
Грамоты позволили по-новому характеризовать многие стороны средневековой истории и городской культуры, осветив самые потаенные их уголки, заглянуть в которые еще недавно казалось абсолютно нереальным.
Важнейшим источником являются акты, но, отражая конкретное действие, они писались по традиционному, мертвому формуляру, оставляя за гранью своих сообщений общеизвестные прежде, но неизвестные современному исследователю знания. Так, в договорах Новгорода с князьями, написанных по древнему формуляру, конституционной основой называются «грамоты Ярослава» , духа и буквы которых должен был придерживаться каждый приглашаемый в Новгород князь. Но «грамоты Ярослава» до нас не дошли, и смысл их с трудом может быть реконструирован совокупным изучением косвенных свидетельств.
Археология в ее обычном понимании ввести исследователя в усадьбу и дом средневекового горожанина, показать ему во всех подробностях окружавшую его и изменчивую во времени бытовую обстановку, но она не в силах воскресить человека, заставить зазвучать его голос и дать нам представление о его повседневных заботах, радостях и горестях.
Поэтому находка любой новой берестяной грамоты – маленькое чудо воскрешения давно умершего человека, имя и самое существование которого, казалось бы, навсегда было забыто его ближайшими потомками. Уже найденные к сегодняшнему дню берестяные документы, сообщив нам сотни таких забытых имен, населили Новгород целой толпой говорящих теней рассказать о себе и о своих современниках.
Мы теперь иначе представляем себе и состояние грамотности в древнем Новгороде, и характер внутриусадебных отношений, и те динамические процессы, которые лежали в основе развития новгородской экономики и политики.
Однако главным результатом открытия берестяных грамот является персонификация жилого комплекса, возможность сомкнуть тяготеющие к генерализации вещественные материалы раскопок с конкретностью письменного документа, не только увидеть исчерпывающий репертуар предметов и сооружений, которыми пользовался средневековый новгородец, но и услышать голос этого новгородца.
источник: вики - свободная энциклопедия