. Подберите текст по Экология. Произведите структурно-смысловой анализ текста.
Схема комплексного анализа научного текста
1. Тема, идея
2. Стиль, подстиль (научно-учебный, научно-популярный, собственно-научный) и жанр текста.
3. Функционально-смысловой тип речи в тексте (описание, повествование, рассуждение).
4. Языковые особенности:
a) Лексика –
b) термины – общенаучные и узкоспециальные;
c) Фразеология (например, в известной степени, оставить попытки, назрела необходимость);
d) Словообразование (суффикс –изм, -ение, -(н)ость, -ция, -ство и др., сложные слова, аббревиация); интернациональные корни: (био-, гидро-, макро- и т.д.)
e) Морфология
- имена существительные с конкретным или абстрактным понятием; их больше, чем глаголов; практически не используются глаголы в 1-и 2-м лице ед.ч. (я, ты); глаголы в форме 1-го лица множ.ч. (мы);
- отглагольные существительные (приводняется - приводнение, перематывает — перемотка);
- глаголы в настоящем времени, несов.в.;
- краткие прилагательные в значении постоянного признака (Инертные газы не активны, щелочные металлы в своих соединениях одновалентны);
- причастия и деепричастные обороты;
-имя числительное;
е) Синтаксис (тип предложения – СПП, БСП, назывные, безличные, неопределенно-личные)
5. Вывод. Заключение по КЗТ.