Подчеркните основы данных предложений. Определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Мама сняла себе рядом с улицей, где помещался наш пансион, маленькую комнатку - мансарду с чердачным окошком высоко над рекой, протекающей через город. Эту комнату, где мы провели с ней много блаженных часов, помню отчётливо. У правой стены мамина кровать, за ней столик, где на спиртовке кипел русский чай. По левой стене пианино, взятое напрокат; за ним, напротив маминой кровати, диванчик. (По А. Цветаевой)
Учебник под редакцией Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко в довольно интересной форме рассказывает о знаках препинания, их смысловой роли, о том, как они нам выражать мысли. Теоретические сведения излагаются полно, логично, доступно, носят инструментальный характер, что соответствует современным общепринятым подходам и трактовкам. Вот что говорит по этому поводу Г. Г. Граник: «Сухие» грамматические понятия легче усваиваются, если их грамматическое содержание воплощено в образной форме…» Большинство глав и параграфов носят двойное название: одно научно-логическое, другое образное, что говорит о двуполушарном подходе в разработке этого пособия. Например: Глава I «Хотя «путь далёк и долог», или как добиться пунктуационной грамотности»; Глава II На чём держится предложение, или в поисках грамматической основы (следует отметить, что в названии второй главы даже с ходу не определишь, где здесь научная трактовка. В каждой из частей употреблён и научный термин (предложение, грамматическая основа), и образное его выражение (на чём держится…,в поисках…); Глава III, параграф 2 «А если сказуемое пропало, или О тире в неполных предложениях». Кроме двойных названий используется сказочная форма названия темы Глава II, параграф 3 «Не совсем простое простое глагольное сказуемое (повтор создаёт комический эффект), параграф 4 «Тоже глагольное сказуемое, но не простое, а составное», параграф 6 «Маленькая повесть о совсем маленьком глаголе быть, который бывает непохож на самого себя».
Кроме названий, сам теоретический материал излагается в диалогической форме. Автор беседует с учениками, чем достигается эффект самостоятельного продвижения и ориентации в изучаемом правиле. Автор задаёт вопросы, тем самым предоставляя возможность ученику самому расставить смысловые акценты: «Что нужно для того, чтобы придти к пунктуационной грамотности?» «Так в чём же дело?» Что происходит в голове пишущего в тот момент, когда его рука как бы сама собой ставит на место нужный знак ли умение предугадывать текст грамотному письму?»
Некоторые правила объёмно излагаются в вопросно-ответной форме. После прочтения такого правила, а точнее, беседы с ним, не составит труда выполнить многие задания.
Этот учебник несомненно учитывает все особенности учащихся 10 – 11 классов, так как он построен в диалоговой форме, отсутствует приказной тон в формулировке заданий: «Попробуйте найти грамматические основы…», «Попробуйте не перепутать подлежащее и дополнение», «Предлагаем вам выписать из предложений сказуемые», «Проверьте, сумеете ли вы найти фразеологизмы им найти пару». Такая формулировка заданий настаивает на благоприятный климат общения и на возникновение мотивации к выполнению того или иного задания. Особенность ещё и в том, что автор предупреждает о чём-либо ученика: «Но будьте бдительны! В примерах, с которыми вы сейчас будете работать, много ловушек». Это позволяет ученику сконцентрировать своё внимание на выполнении.
а) Книга - источник знаний; Пятью восемь - сорок.
б) "Какое число у нас сегодня?" - воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому.
"Мне что-то нездоровится сегодня" - произнес он и умолк.
в) Сухие желтые листья, невзначай забытые на скамейке, маленькая зеленая гусеница, спускавшаяся на паутине прямо надо мной - все предупреждало о приходе осению
Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.
г) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)
Одно полено не горит и в печи - два полена не гаснут и в поле. (противопоставление)
Лес рубят - щепки летят. (условие)
Молвит слово - соловей поет. (сравнение)
д) Два плюс три - пять. (пропущено сказуемое - будет/равно)
Пластинки он носил в портфеле, иголки — в нагрудном кармашке.