Подчинительные союзы 1. Выделите подчинительные союзы. 1. Я радуюсь, что схлынул летний зной. 2. Отцветает черёмуха, зато расцвела бузина. 3. Лёнька подошёл к Динкиному забору, когда уже начало смеркаться. 4. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. 5. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт. 6. Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды. 7. Всякий труд важен, потому что он облагораживает человека. 2. Выделите подчинительные союзы, которые выражают временные отношения. 1. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. 2. Утром я неожиданно потому что началась гроза. 3. Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег. 4. Пока казаки ставили палатку и таскали дрова, я успел сбегать на охоту. 5. Он был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами. 6. Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой черезвысокую осиновую рощу. 7. Заледеневшее озеро сверкает, точно покрытое чистым серебром. 3. Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению. 1) Каждый день родители ожидали, ... 2) В сказке говорится о том, ... 3) Илья подошёл к окну и увидел, ... 4) Я так ничего и непонял, ... 5) Друзья часто спрашивают о том, ...
Прозвучал перезвон.
– Пора, Петя, просыпайся, – произнес папа.
«Пролетели праздники», – понял Петя.
Петя поднялся, помылся. Позавтракал. Поехали постигать педагогические премудрости. Помчались по проспекту. Перекресток... Появившийся постовой просит предъявить права.
– Порядок, проезжайте!
Приехали.
– Привет, Паша!
– Привет, Полина!
– Привет, Почемучкин!
Петя получил прозвище «Почемучкин».
Педагог прекрасно преподает природоведение.
– Почему поют птицы? Почему погибают планеты? – пристает Петя.
– Подумай, почитай. Поинтересуйся, – предлагает преподаватель.
– Почему, почему, почему...
– Петя, пойди погуляй!
Перемена. Петя проказничает, полез под парту, поставил подножку Полине. Поэтому получил пощечину... «Противный!» – прокричала Полина.
Полдень. « Поешьте пельмени, попейте простокваши», – предлагает повар.
– Почему простоквашу премерзкую? – пробубнил Петя. – Предпочитаю пепси!
– Помилуй, Петя, простокваша полезна.
– Придется пить, – проворчал Петя.
Перемена
– Присаживайтесь, – предложил педагог. – Послушайте про Персея. Про Пенелопу, про Пегаса, про Парнас.
– Почему погиб Персей? Почему Пенелопа пряла пряжу? Почему поэты прославляют Прекрасную Принцессу? – по-прежнему пристает Почемучкин.
– Петя, почему плачут преподаватели?