Подробное изложение.. савва морозов и московский художественный театр среди крупных московских купеческих фамилий самой была династия морозовых. основатель династии, савва васильевич морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. сын его, тимофей саввич, возглавит самую крупную мануфактуру - никольскую в орехово-зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. его сын, савва, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в россии. с.т. морозов успешно закончил московский университет. после окончания университета уезжает в изучает в кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. работал на текстильной фабрике в манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. купец морозов был энциклопедически образованным человеком, сведущим в самых различных областях знаний. московскому художественному театру суждено было сыграть поистине роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. вклад саввы тимофеевича морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр к.с. станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, художники сцены: м. чехов, е. вахтангов, в. качалов и многие другие. театр строился не только на деньги с.т. морозова, но и в буквальном смысле слова - его трудом, его руками. решение этого трудного дела морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в камергерском переулке. девиз, которым он руководствовался, гласил: всё - для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизам известного архитектора шехтеля, строившего театр безвозмездно. в отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены. гордостью театра стала специально сконструированная шехэтелем сцена. здесь происходило вращение целого подпольного этажа. в самой сцене был устроен огромный люк, который опускался с электрического двигателя. в число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. всем освещением сцены и зрительного зала устроенный но последнему слову техники электрический рояль - детище с.т. морозова. для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. зрительный зал на 1100 мест (партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой художественного, занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что чехов и театр станиславского - это синонимы. новое оформление получили театральные подъезды - фонари с дуговыми лампами. пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства художественного театра, его предназначением