Полный синтаксический разбор:
1) Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол.
2) Надо действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будет знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с и прокладывающая дорогу в будущее.
3) Я долго самонадеянно полагал, что знаю Пушкина, ведь я же его читал и перечитывал в детстве и в юности, я «проходил» его по всем правилам преподавания литературы в школе.
Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился.
img3.gif (342 bytes)
СПП с двумя придат.: придат обст. времени и придат. изъяснит. при параллельн. подчинении.
(Слайд №4)
Мне поле дорого зимою, когда на нём лежат снега, мне поле дорого весною, когда на нём взошли хлеба.
img4.gif (651 bytes)
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн. и подчинит., сост. из 2 частей: 1 часть-СПП с прид. обст. времени; 2 часть-СПП с прид. обст. времени.
(Слайд №5)
Не зря в народе говорят: тот комбайнер уважаем, который дорожит урожаем.
Сложн. с разными видами связи: бессоюзн., подчинит., состоит из 2 частей: 1 часть- прост., односост, н/л., распр., неосложн.; 2 часть- СПП с придат. опред.
(обратить внимание учащихся на ударение в слове комбайнер)
(Слайд №6)
По своей природе хлеб скромен, а мы, не замечая этого, полагаем, что так оно и должно быть.
Сложное предложение с разными видами связи: сочинит. и подчинит.: 1 часть - прост., двусост., распр., неосложн.; 2 часть - СПП с придат. изъяснит.
Слово о хлебе. (слайд №7)
Но прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелегкий путь. А начинается этот путь с маленького зернышка, которое теплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю.
Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжелой работой простого человека - хлебороба.
А задумываемся ли мы об этом?
Помним ли мы о той поре, когда хлеб ели с лебедой, когда голод косил целые деревни, когда в блокадном Ленинграде суточная норма составляла 125 граммов?
Какое отношение к хлебу мы, поколение сытых, можем так часто наблюдать вокруг себя сегодня?
Слайд №8; обсуждение вопросов.
Об этом же размышляет И. Давыдова в своей статье "Хлеб - имя существительное"
Работа со статьей. (слайд №9)
Чтение статьи.
Хлеб - имя существительное.
Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!
Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!
Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.
Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова)
2) Работа по тексту:
К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?
(к публицистическому, так как в нём поднимается злободневная и актуальная проблема отношения современного человека к хлебу.)
Сформулируйте основную проблему текста?
(Люди забывают об истинной ценности хлеба, относятся к нему, как к чему-то привычному, повседневному.)
В каких строчках содержится основная идея текста?
("Хлеб - это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл существования").
Видит ли автор какие-либо пути решения обозначенной проблемы?
(Автор предлагает всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. Цена хлеба - тяжелый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие).
О чем же мы должны помнить, беря в руки хлеб?
(Хлеб не появляется просто так, это результат тяжелого труда сельского человека. Надо ценить это и воспитывать бережное отношение к хлебу.)
Определите тип речи и докажите?
(Рассуждение. Выдвигается тезис, приводится доказательство, есть вывод)
Задание: выписать сложные предложения с разными видами связи, составить схемы, дать краткую характеристику.
Запись в тетради:
Посмотрите вокруг : мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол.
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзн., сочинит.: 1 часть - прост., 2 часть - ССП.
Надо просто действовать, и тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будет знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с и прокладывающая дорогу в будущее.
Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной: 1 часть - простое, 2 часть - СПП с двумя придат. обст. причины и изъяснит. при последовательном подчинении.
IV. Домашнее задание: написать сочинение-рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с мнением автора? Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли.Объяснение:
https://urok.1sept.ru/статьи/589078/