Помагите нужно Задание 1: Проанализируйте отрывок из рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Определите, какую роль в раскрытии идейного содержания рассказа играет этот эпизод. Определите отношение автора к героям. Используйте цитаты и примеры из текста для подтверждения своих аргументов. [5]
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре...
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
- Кто хочет?!
- Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.
- И мне!.. И мне!.. Мне тоже!..
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
- Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.
- Мне! Мне! Корочку!..
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их.
- Пахорукий! - выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли в разные стороны.
На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.
- Это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно , со злорадством объявили:
- Володька Тенков сытый! Он это!..
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок.
- В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
(сбор (чего?) грибов (каких?) поздних);
продолжается до зимних заморозков
(продолжается (до каких пор?) до зимних заморозков).
2) Тяжёлое осеннее облако
(облако (какое?) тяжёлое осеннее);
цепляется за верхушку дерева
(цепляется (за что?) за верхушку (какую?) дерева).
3) Смотрит с неба на заснувшую рощу
(смотрит (откуда?) с неба (куда?) на рощу (какую?) заснувшую);
под тусклой луной
(под луной (какой?) тусклой).
4) Уезжает со старшим братом Ваней
(уезжает (с кем?) с братом Ваней (каким?) старшим);
моя маленькая сестра
(сестра (чья?) моя? (какая?) маленькая).
1. Сбор поздних грибов продолжается до зимних заморозков.
2. Тяжёлое осеннее облако цепляется за верхушку дерева.
3. Тусклая луна смотрит с неба на заснувшую рощу.
4. Моя маленькая сестра уезжает со старшим братом Ваней.