Помагите очень надо!! Суммативное оценивание за раздел «История и личность»
Чтение. Прочитайте текст.
Роман-эпопея «Путь Абая» имеет важное место в мировой славе Мухтара Ауэзова. Можно сказать, что все ранее написанные Ауэзовым произведения стали своего рода подготовкой для написания романа о великом акыне-писателе Абае Кунанбаеве. Этот роман стал содержанием жизни писателя.
Творческое открытие Мухтара Ауэзова состоит в том, что он первым в литературе Средней Азии исследовал полувековую жизнь целого народа широко и всесторонне, сумел раскрыть патриархально-нравственные вопросы казахского общества накануне ХХ века с удивительной для читателя силой художественности. Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы.
Известный казахский ученый Каныш Сатпаев характеризовал это произведение как роман о жизни и судьбе казахского народа второй половины XIX века. Этот роман, по подробному описанию событий и по силе художественности не имеет себе равных. Если все книги эпопеи «Путь Абая» воссоздают полувековую жизнь казахского народа, то его каждая книга по развитию событий и по художественному строению отражает определенный этап духовно-нравственного совершенствования Абая. Единство эпопеи достигается посредством общности идейной цели. Мухтар Ауэзов говорил об этом, что во всех четырёх книгах основной идеей является борьба между новым, воплощенным в образе поэта Абая, и старым, воплощенным в образе одноглазого и злого Кунанбая.
Для создания романа-эпопеи автор готовился много лет, так как, несмотря на то, что народ крепко любил и почитал Абая, о нем не осталось почти никаких фактических документов. Но основным источником всё же послужили стихи поэта.
Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию. Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности казахского народа, Мухтар Ауэзов, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развития.
Задание 1.
1) Сформулируйте основную идею текста. ( )
2) Определите стиль данного текста. ( )
3) Озаглавьте текст. ( )
4) Выпишите 5 словосочетаний, которые раскрыть идею произведения. ( )
Задания 2.
1) Найдите в тексте, выпишите одно СПП с придаточным условным. Обозначьте границы главного и придаточного предложений, подчеркните грамматические основы, выделите союз. ( )
2) Выпишите второе предложение, найдите грамматические основы, определите границы простых предложений, выделите союз, определите тип сложного предложения. ( )
3) Выпишите выделенное предложение. Допишите это предложение так, чтобы получилось СПП с придаточным причины. ( )
Итого:
У папы был очЕнЬ плохой ( плохо ) почЕрк( подчеркивать ) . Папины буквы словно бОдались роЖками( рожечками) , пытаясь стОлкнуть другГ ( друга ) друга с лИнейки. Бывало, папа сам не_ мог пОнять, что нАпИсал. Но пИсал он очЕнь интЕреСНо. Зато у_ мамы пОчерк был прЕлесТный. ТоненЬкИе мамины буковки рОвнёхонько бЕжали по _строЧКЕ, точно бисЕр, нАдетый на_ нитку. Каждая буковка, хоть и маленЬкАя, чИталась( почитывает ) очЕнЬ лЕГко.
Как же часто людям приходится рисковать - выбирать между гарантированным благополучием и настоящим, но неопределённым счастьем. Как правило, люди склонны выбирать постоянство, ведь семьям нужны средства, детям игрушки и жене шуба. Но стоит ли рискнуть ради идеи, ради мечты?
В данном тексте мы можем видеть человека, идущего на риск ради своей мечты. Его творение - роман значило для него куда больше Италии. Он совмещал писательство с работой, творил ночами и именно поэтому так лелеял своё детище. Однако, мы можем заметить, что герой этого рассказала - человек ответственный и был готов отказаться от своей мечты ради благополучия близких. Семья занимает первое место в его жизни.
Когда герой рассказа уже готов отказаться от своей идеи, его жена приняла нелёгкое для неё решение - пойти навстречу мужу. Она перешагивает через себя, своё стремление жить в роскоши, переступает через мечту о счастливом и гарантированно хорошем будущем своих детей и принимает переживания своему мужа. Она готова терпеть их маленькую, убогую квартирку ради него. Оставив идею о издании романа, он потерял бы часть себя.
В данном случае риск оправдался. Роман был издан и писатель достиг своей цели, а в доказательство своей правоты подарил один экземпляр Усову, не веревшему в эту идею.
Стоит ли верить в идею, мечту? Стоит ли стремиться к ней, продиратся сквозь трудности, подножки и косые взгляды завистников? Каждый отвечает на этот вопрос сам, однако ни один не может жить без мечты.