Поставьте знаки препинания, начертите схемы.
1) И кажется, вздохнула вся земля дома и люди рощи и поля.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.
4) Все породы смолистых деревьев как-то сосна пихта называют красным лесом.
5) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
6) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
7) Везде на крышах домов на деревьях на скамейках аллеи была изморось.
8) В тайге водятся разные звери а именно медведи лисицы рыси и белки.
2. простое. односоставное безличное
3. простое двусоставное
4. простое односоставное безличное
5. простое односоставное безличное
6. простое двусоставное
7. простое односоставное безличное
8. сложноподчиненное предложения, оба предложения двусоставные
9. простое односоставное безличное
10. простое односоставное назывное
11. простое односоставное безличное
12. простое односоставное назывное
13. простое односоставное неопределённо-личное
14. простое односоставное безличное
Например:
1. В каникулы. → указано когда, но не ясно что происходило → нет законченной мысли.
Ребята гуляли. → предложение, поскольку речь идёт о ребятах, которые гуляли.
В лесу. → указано где, но не ясно что происходило → нет законченной мысли.
2.На дереве они увидели дятла. → предложение.
И белку. → указано только животное → нет законченной мысли.
3. Белка прыгала. → предложение.
По веткам. → указано где, но не ясно что происходило → нет законченной мысли.
4. Дятел. → указана только птица → нет законченной мысли.
Долбил дерево. → словосочетание (не ясно о ком идёт речь) → нет законченной мысли.
Задание: Из слов в каждой строки составь предложения, подчеркни в них главные члены. После предложений в скобках цифрами укажи, сколько в каждом второстепенных членов.
1. В каникулы (О) ребята (подлежащее, __) гуляли (сказуемое, =) в лесу (О). (2)
2. На дереве (О) они (подлежащее,__) увидели (сказуемое, =) дятла (Д) и белку (Д). (3)
3. Белка (подлежащее, __) прыгала (сказуемое, =) по веткам (О). (1)
4. Дятел (подлежащее, __) долбил (сказуемое, =) дерево (Д). (1)
О - обстоятельство
Д - дополнение
Важны ли второстепенные члены для предложений? Чем?
Важны, поскольку подчиняются главным членам предложения (подлежащему или сказуемому) и дополняют, поясняют, уточняют информацию: где? когда? и т.д. (обстоятельство) / какой? и т.д. (определение) / о ком? (о чём?) кем? (чем?) кому? (чему?) кого? (чего?) и т.д. (дополнение).