Постройте схемы предложений 1. Я был прежде больной ребенок, и Она проводила целые годы неотлучно у Моей детской кроватки. 2. Я привык думать, что маменька может от самого кромешного ада. С.Т. Аксаков
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения: подлежащим (три – это число, трое вызвались виноваты оба, третий лишний) ; вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ; быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) . Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.
1) Чуть звенят колосья ржи, обдуваемые (-ЕМ, краткое страдат.прич.)ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещущим(УЩ,действит.прич). румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дышащие (-АЩ,действит.прич,)силой как бисер, движутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой(-ЁНН,страд.прич) жнивы, в степи ночующий (-ЮЩ,действит.прич) обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих(_ЮЩ,действит.прич.) берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаряемая(-ЕМ,краткое страд.прич,) полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие(-ЮЩ,действ.прич) своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый(-ЁНН,страд.прич.) снегами, режущий(-УЩ,действит.прич) глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый(страд.прич) уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Пышущее(-УЩ,действит.прич,) здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 10) Время от времени впереди на полотне появлялся машущий(-УЩ,действит.прич.,) флажком связист. (А. Н. Т.) 11) Внезапно раздался топот скачущей(-УЩ,действит.прич.) лошади (Т.)
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.
2)Зарево на дальних высотах трепещущим(УЩ,действит.прич). румянцем отразилось. (Л.)
3) На мысли, дышащие (-АЩ,действит.прич,)силой как бисер, движутся слова. (Л.)
4) Люблю дымок спалённой(-ЁНН,страд.прич) жнивы, в степи ночующий (-ЮЩ,действит.прич) обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих(_ЮЩ,действит.прич.) берёз. (Л.)
5) Русалка плыла по реке голубой, озаряемая(-ЕМ,краткое страд.прич,) полной луной. (Л.)
6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие(-ЮЩ,действ.прич) своды. (П.)
7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый(-ЁНН,страд.прич.) снегами, режущий(-УЩ,действит.прич) глаза свет. (С.-М.)
8) Добываемый(страд.прич) уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.)
9) Пышущее(-УЩ,действит.прич,) здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.)
10) Время от времени впереди на полотне появлялся машущий(-УЩ,действит.прич.,) флажком связист. (А. Н. Т.)
11) Внезапно раздался топот скачущей(-УЩ,действит.прич.) лошади (Т.)