Повторить материал о СПП с придаточными изъяснительными. Выполните задания письменно.
1. Прочитайте сложноподчиненные предложения. От главной части к зависимой поставьте вопрос. Вспомните, как называются сложноподчиненные предложения, придаточная часть которых поясняет главную и отвечает на вопросы косвенных падежей. Запишите схемы к каждому предложению.
Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (Л. Толстой). Не слушайте никогда того, кто говорит дурно о других и хорошо о вас (Л. Толстой). Не называй человеком того, кто не заботится о благе своего народа (А. Навои).
2. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть.
Всему миру известно, что... .
Сила слов в том, что... .
Бессмертен тот, кто... .
Я знаю, почему... .
Буду благодарен за
В густой осокЕ (1 скл., п.п.),
Вол лЕжал (проверочное слово лЁг)
На солнцепёкЕ (2 скл., п.п.).
Жук жужжал,
А Вол лежал,
А потом спрОсил (проверочное слово спрОсит):
- Скажите,
Для чего вы так жужжите?
ОбЪясните (разделительный Ъ после согласной - перед гласной я),
Милый жук,
Что дАёт (проверочное слово дАть) вам
Этот звук?
Над выделенными глаголами укажи, в какой форме они стоят в тексте. В каком случае ты укажешь время, лицо, число?
Жужжал время, ед. число.
Жужжите: настоящее время, 2 лицо, мн.ч.
Выпиши из текста глаголы в повелительное форме. Рядом напиши повелительное формы ед.ч.
скажите (суффиск ∧ ИТЕ) - скажи (суффикс ∧ и);
жужжите (суффиск ∧ ИТЕ) - жужжи (суффикс ∧ и);
объясните (суффиск ∧ ИТЕ) - объясни (суффикс ∧ и).
корень/ суффикс/ окончание:сказ/А/ть: скаж/ите - скаж/и - усекается основа и суффикс А на ИТЕ и И.
жужж/А/ть: жужж/ите - жужж/и - усекается суффикс.
объ/ясн/И/ть: объ/ясн/ИТЕ - объ/ясн/И - суффикс не усекается (остается И).
Выпиши из текста сложное слово. В скобках напиши слова, которые дали ему жизнь.
Солнцепёк (солнце+печёт).
Он знает наши тайны и секреты.
Он доктор наших маленьких наук.
говорим ему за это.
«Если бы я была Учителем»
Профессия учителя - одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Быть учителем очень трудно. Хороший учитель для своих учеников должен быть лучшим другом и Учитель должен знать и уважать интересы своих учеников. Учитель по призванию всегда может понять ученика и найти к нему правильный подход.
Моя мама – учитель, и я очень хочу продолжить нашу семейную традицию.
Если бы я была учителем, я бы была строгой, но справедливой, честной и доброй. Каждый ребенок заслуживает хороших оценок, и я бы их не жалела. Есть ребята, у которых не получается хорошо учиться, я бы с ними занималась больше, чем с другими. К подготовке уроков я относилась бы очень творчески. Каждый урок был бы очень интересным и запоминающимся, ведь каждые 45 минут урока в жизни учителя или в жизни ученика больше никогда не повторятся. Я бы проводила урок так, что бы ученики его запоминали на всю жизнь.
Еще я бы постаралась быть хорошим другом для ребят, но ни в коем случае не навязывать свою дружбу. Ребенок должен сам решить, нужен ли ему такой друг. Я бы ходила с ними на экскурсии в музей, в турпоходы. Вместе с ними праздновала праздники и дни рождения. Я думаю, что такие внешкольные мероприятия очень сближают учителя и учеников.
Я буду хорошо учиться, читать книгучителем.