Повторяем предложения с однородными членами. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку или отсутствие знаков препинания при однородных членах. Начертите схемы предложений. Напоминаю: в схемах однородные члены должны быть в кружочках!
1) По улице ветер гнал перья, стружки и пыль. 2) Белые пионы и жёлтые тюльпаны цветут в парке. 3) Огни деревни весело и ярко светились в темноте.
II. Повторяем постановку тире между подлежащим и сказуемым. В проверочной работе был допущено большое количество ошибок при постановке тире.
сущ., И.п. сущ., И.п.
ПРИМЕР: Сорока – весёлая птица.
Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку тире.
1) Воробьи наши постоянные соседи. 2) Книга лучший советчик. 3) Воспитанный человек вежливый и скромный.
III. Повторяем знаки препинания в сложном предложении. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните графически постановку знаков препинания. Начертите схемы предложений. Напоминаю: на каждое предложение в схеме должно быть 2 скобки. Если предложения в составе сложного, значит, будет 4 скобки и т.д.
1) Улетают журавли и низкие облака заволакивают небо. 2) Волны звучали, солнце сияло, море смеялось
Однажды шли по пшеничному полю студенты. Торопились. Думали срезать путь и поэтому пошли по полю. По дороге им встретился один старик – местный житель. Он рассказал им одну историю.
« К лету 1942 года фронт был от нас уже далеко. Все ушли с армии на фронт, в деревне остались только старики, женщины и дети. Питались впроголодь. Вся надежда была на пшеницу, зреющую в поле. А пшеница в этом году была отменная.
Хотя фронт был уже далеко, воздушные бои мы все же могли наблюдать. И вот однажды жарким летним днем два «мессера» яростно наступали на наш «як». Бой происходил над нашей деревней, которую фашисты сожгли при отступлении. Все жители деревни жили в землянках. Самолеты дрались долго. Но вот один «мессер» задымился и полетел прочь. Он разбился в районе Старых Руз. Второй стервятник, испугавшись, улетел.
Ястребок остался один. Вдруг из-под него повалил дым. Мы испугались: ястребка подбили?!
Под ним было широкое ровное поле – самое удобное место для посадки. Летчик начал было опускаться, но в последний момент увидел, что на этом поле зеленеет пшеница. Он резко выровнял самолет и полетел дальше, за поле. Там он, наконец, приземлился, но так как место оказалось маловато, то при резком торможении самолет перевернулся.
Я одним из первых подбежал к самолету. Летчик был еще жив. Он попросил нас приподнять хвост самолета, чтобы он мог открыть крышку и вылезти. Но силы наши были слишком малы. Летчик, поняв, что все наши усилия тщетны, стал кричать нам: «Уходите отсюда подальше, сейчас будет взрыв!» - и как сейчас помню его слова: «Пшеницу берегите!»
Едва мы успели отбежать как раздался взрыв. Оно ведь как было: лето, жара невыносимая, дождей нет, а летчик хотел сохранить хлеб, ведь сколько людей в те годы голодало и на фронте, и в тылу.»
На этом старик закончил свой рассказ. Все стояли молча. Каждый думал о своем, а в целом все думали о пшенице, из-за которой летом 1942 погиб летчик.
Каждый в те годы понимал, как велико значение хлеба, и поэтому хлеб берегли, как зеницу ока.
В наше время хлеб ценят меньше, потому что его очень много. А если бы все знали, с каким трудом выращивают сельские труженики хлеб, то не разбазаривали бы его.
Так будем же беречь хлеб!