Пожайлуста Морфологические нормы русского языка»
Задание 1. Заполните таблицу, используя пример и текст по образцу.
Семантический признак. Морфологический признак (грамматические категории: постоянные и непостоянные), например:
Расцвету - нарицательное, отвлеченное, неодушевленное, мужского рода, в единственном числе, в Дат. падеже.
Синтаксические признаки (функции в предложении – дополнение, грамматическая сочетаемость – расцвету живописи, связь — именное управление.
№
ЧАСТЬ РЕЧИ
Семантический
признак
Морфологический
признак
Пример
1.
Существ.
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
2-3 примера с разными характеристиками
2.
Прилаг.
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
3.
Имя числительное
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
4.
Местоимение
Указываются разряды
5.
Глагол
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
6.
причастие
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
7.
деепричастие
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
8.
Наречие
Заполняется по схеме морфологич. Разбора для каждого примера
9.
Союз
10.
Предлог
(1)Расцвету фламандской живописи такое важнейшее техническое нововведение, как масляные краски. (2)Растёртые с растительным маслом пигменты значительно превосходили по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу, основой которой служил быстросохнущий яичный желток. (3)<...>писать темперой надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов.
Задание 2. Определите и средства выражения грамматического значения. Проанализируйте грамматические значения слов.
Века — веки, англичанин — англичане, детвора, самый большой, большущий, давай пойдем, приходи-ка, иди!, пусть идет, профессиональный импрессарио.
Задание 3.
Выпишите слова, у которых окончание выражает одинаковое грамматическое значение.
А почва Б бельчата В признала Г врата Е открыта Д пряча Ж сгоряча З брата
Задание 4. Укажите номера словосочетаний, образованных в соответствии с современными нормами русского литературного языка.
1) черный кофе, 2) больная мозоль, 4) густая тушь, 5) густой бакенбард, 6) модный туфель, 7) модная туфля, 8) маринованная кольраби, 9) дорогая салями, 10) устный хинди, 11) письменный хинди, 12) зеленый Темиртау, 13) опытный эксперт Иванова, 14) серебряная призер Иванова.
Задание 5.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова, определите (письменно) их морфологическую принадлежность.
ЧТО (БЫ) разжечь костер, требовалось топливо, но и вокруг нас, и (В) ДАЛИ была лишь голая степь.
В пятницу мы обработали (В) ДВОЕ больше заявок, чем обычно, однако часть работы всё равно пришлось взять (НА) ДОМ.
(В) ТЕЧЕНИЕ дня шторм не стихал, (ПО) ЭТОМУ катерам запрещено было выходить из бухты.
Имейте (В) ВИДУ, что ваша шалость ВРЯД (ЛИ) легко сойдёт вам с рук.
(ПО)СКОЛЬКУ утро было теплым, мы решили ТАК(ЖЕ), как и вчера, пройтись по набережной.
Слова состоят из значимых частей-- морфем. Морфема — это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово переходный состоит из четырёх морфем: корня -ход-, приставки пере-, суффикса -н- и окончания -ый.
В слове выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.
Лексическую базу слова составляет корневая морфема.Каждая морфема играет свою роль в слове. Аффиксальные морфемы — аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) преобразуют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах гордый, гордость, гордишься выделяется корневая морфема -горд-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, -ишь и -ся), оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в системе её форм.
По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.
1) Существительные мужского рода с нулевым окончанием: стол, планшет, экран, магазин.
2) Существительные среднего рода с окончанием -О, -Е: окно, море, солнце, утро.
Вопросы Предлоги
Творительный падеж: Кем? Чем? под, над, перед, с, между, за
Предложный падеж: О ком? О чём? при, о (об), в, на
Напишем 5 словосочетаний с существительными 2-ого склонения в творительном или предложном падеже, обозначив падеж и склонение каждого существительного:
1) Ходить (чем?) конём (2 скл., т.п.);
2) Угощал (чем?) пирогом (2 скл., т.п.)
3) Спал (на чем?/ где?) на матрасе (2 скл., п.п.)
4) Летал (на чем?) на самолёте (2 скл., п.п.)
5) Играть (с чем?) с огнём (2 скл., т.п.)
п.п.→предложный падеж
т.п. → творительный падеж