Познакомтесь с темой урока, выполните задания. Тема:Века беспощадной борьбы
1.С ходом времени медицина совершенствовалась, но на смену побежденным болезням приходят другие, и ученые постоянно ищут новые средства лечения. 2. Иногда заразные инфекционные заболевания охватывают значительные области, и счет заболевших идет на сотни и тысячи. 3. Такое бедствие называют эпидемией. 4. Самая страшная эпидемия это чума, унесшая в 1347 г. 1/4 населения Европы. 5. Разносчиками инфекции стали крысы, передававшие заразу через блох, питающихся как крысиной, так и человеческой кровью. 6. Люди заражали друг друга при дыхании – чума передается не только через кровь, но и воздушно-капельным путем. 7. Легочная чума поражала дыхательные пути. 8. Характерной чертой бубонной чумы были опухоли (бубоны) под мышками и в паху. 9. Обе формы чумы почти всегда приводили к смерти. 10. Эффективных борьбы с болезнью не было. 11. Трупы свозили в специальные ямы и засыпали негашеной известью для обеззараживания. 12. Такие захоронения потом образовывали небольшие холмы – их до сих пор можно увидеть в некоторых городах Европы.
13. Больных содержали в плохо оборудованных больницах. 14. Посещая эти заведения, лекари одевались в защитные костюмы. 15. Тряпичный шлем закрывал лицо врача, оставляя лишь прорези для глаз. 16. В длинный «клюв» шлема клали ароматические травы или губку с уксусом, чтобы не дышать зараженным воздухом общественных больниц.
17. К ХҮІІ в. чума покинула Европу. 18. Однако эта болезнь до сих пор вспыхивает в различных странах мира. 19. Теперь, с открытием антибиотиков, чума стала излечимой (правда, на ранних стадиях), и ее появление уже не носит такого опустошительного характера.
20. Не меньший урон человечеству нанес туберкулез, вызваемый палочкой Коха. 21. Эта бацилла обычно поселяется в легких человека. 22. Симптомы туберкулеза поначалу незаметны – слабость, незначительное, но постоянное повышение температуры, сухое покашливании. 23. Если человек не привился от туберкулеза и в наше время может привести к смерти.
Задание к тексту
1. Прочитайте текст и выполните задание 1-14.
2. Объясните название текста. Соответствует ли оно его содержанию? Укажите количество абзацев в тексте.
3. Определите стиль текста и его тип речи.
4. Найдите в 1 абзаце имя существительное, которому соответствует определение «широкое распространение какой-нибудь заразной болезни».
5. Выпишите из 2-го предложения терминологическое словосочетвние. Укажите вид синтаксической связи. Обозначьте главное и зависимое слова.
6. Выпишите из 2-го абзаца все термины медицины –термины-словосочетания. Поставьте в них ударение.
7. Назовите номера предложений, осложненных причастным оборотом, во 2-абзаце.
8. Назовите номера предложений, осложненных деепричастным оборотом, в 3-абзаце.
9. Спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.
10. Запишите все имена числительные словами. Обозначьте их окончание. Произведите морфологический разбор оного числительного.
11. Сделайте морфемный разбор выделенных слов. Определите их словообразования.
12. Запишите 22-е предложение. Обозначьте грамматическую основу. Прокомментируйте расстановку знаков препинания.
13. Докажите, что 16-е предложение является СПП. Определите вид придаточного.
14. Найдите в 5-м абзаце СПП с придаточным условия. Составьте его схему.
Объяснение:
Все имена существительные относятся к одному из трёх родов:
мужской род — конь, мальчик, папа, воевода;
женский род — земля, мать, дочь, рожь;
средний род — кольцо, знамя, село;
а также общий род — плакса, нытик, тихоня, сирота.
В русском языке есть группа имён существительных общего рода, которые могут обозначать лицо мужского и женского пола:
большой (большая) сластена, мой (моя) коллега.
Существительные общего рода в современном русском языке имеют, как правило, разговорно стилистическую окраску и выражают эмоционально-экспрессивную оценку неодобрительности.
Пример:
плакса (разг.), рохля (разг., неодобр.), забулдыга забияка (разг.) и т. д.; реже они являются стилистически нейтральными: калека (нейтр.), сирота (нейтр.) и т. п.
Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам следующим образом:
к мужскому роду относятся названия лиц мужского пола (портье, конферансье),
названия животных и птиц (кенгуру, фламинго);
к женскому роду относятся названия лиц женского пола (леди, мадам);
к среднему роду относятся неодушевленные существительные (кашне, метро).
к мужскому роду относятся слова кофе (напиток), сирокко (ветер), торнадо (ураган), сулугуни (сыр), пушту, бенгали и др.; названия языков народов мира;
к женскому роду относятся: цеце (муха), иваси (сельдь), кольраби (капуста), салями (колбаса);
существительные типа протеже, визави, хиппи, инкогнито относятся и к мужскому, и к женскому роду;
только во множественном числе употребляется слово жалюзи.
У несклоняемых имён существительных иноязычного происхождения могут наблюдаться колебания в роде, при этом одна из форм является стилистически нейтральной, а другая — разговорной.
Пример:
кофе (м. р., нейтр.) — кофе (ср. р., разг.); манго (ср. р., нейтр.) — манго (м. р., разг.); бренди (ср. р., нейтр.) — бренди (м. р., разг.) и т. д.
Род несклоняемых имён собственных иноязычного происхождения определяется по родовому слову:
Сочи — м. р. (город);
Миссисипи — ж. р. (река);
«Таймс» — ж. р. (газета);
Онтарио — ср. р. (озеро).
Род аббревиатур определяется по роду ключевого слова:
ВДНХ — ж. р. (выставка); ВВЦ — м. р. (центр) и т. п.
Примечание. Если аббревиатура склоняется, то род определяется по окончанию, например:
вуз (-а, -у, -ом, -е) — м. р. (ср.: высшее учебное заведение).
Род несклоняемых имён существительных обозначается синтаксически в формах прилагательных, причастий и т. д