Практическая работа № 1. Тема Культура речи и её социальные аспекты.
Цели выполнения работы:
1.Вспомнить требования к правильной речи и применить их на практике.
2.Проанализировать высказывания о языке.
Теоретическая часть
Правила речевого общения, регулирующие взаимодействие говорящего и слушающего, давний предмет изучения различных дисциплин: риторики, стилистики, культуры речи, философии, психологии, социологии. В их основе лежит представление о современной литературной норме. Но правила речевого общения не сводимы ни к литературной норме, ни к речевому этикету, предписываемому обществом для установления речевого контакта и поддержания общения в избранной тональности.
Правильность речи – это её соответствие современной литературной норме.
Точность речи – это «правильность в действии», использование всех языковых средств полном соответствии с их значением.
Выразительность речи – такое её качество, которое вызывает и поддерживает внимание и интерес аудитории; выразительность
достигается самыми разнообразными средствами;
Уместность речи – её соответствие цели говорящего, теме и жанру речи, характеру аудитории, её настроенности, условиям общения (месту, времени и др.).
Инструкция по выполнению работы:
1.Внимательно прочитайте тему и цели работы и запишите их в тетрадь.
2.Прочитайте теоретическую часть и вспомните изученный материал.
3.Охарактеризуйте точку зрения известного театрального деятеля и режиссёра А. А. Брянцева на значение речевой культуры человека. Согласны ли вы с его жёстким отношением к проблеме лингвистической компетенции образованного человека? Как вы поступили бы на месте А. А. Брянцева? На месте преподавательницы?
Однажды руководителю театра юного зрителя А. А. Брянцеву позвонили из школы:
- Вам звОнит преподавательница…
- Не верю! – прервал А. А. Брянцев и повесил трубкуна рычаг.
Через минуту снова звонок, и снова:
- Вам звОнит преподавательница…
- Не верю! – и трубка снова повешена. На третий раз звонок:
- Товарищ Брянцев, вам звОнит преподавательница… Почему в не верите?
- Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить «звОнит» вместо «звонИт» - ответил в последний раз А. А. Брянцев.
4.Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры.
I)Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа, с которыми, однако, история его тесно связана. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нём. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установилось крепостное рабство и деспотизм.
(В. Кюхельбекер)
II)Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком, несмотря на грамматические оковы.
(А. Пушкин)
III)Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нём с сими законами.
(В. Белинский)
Что общего можно обнаружить во всех этих отрывках? Что вы знаете об авторах этих текстов? Как вы думаете, почему их мнению можно доверять?
5.Напишите сочинение на тему «Я русский бы выучил только за то…» и объясните, чем может восхищать наш родной язык.
6. Напишите эссе (высказывание в свободной форме)на одну из тем:
а) «Живое слово дороже мёртвой буквы» (пословица).
б) «Слово человека – мерило его ума» (пословица).
в) «Язык – переводчик сердца» (пословица).
7*. Изменилось ли соотношение между письменной и устной речью с появлением интернета, сотового телефона и т. д. Свои рассуждения запишите в форме письма к другу.
6.Выпиши из текста 12-е предложение. Подчеркни грамматическую основу.
12)Испуганная (прилагат, определение) птица (сущ, подлежащее) вспорхнула (глагол, сказуемое)
7.Найди в тексте по два примера на заданные орфограммы. Запиши. Написание сочетания -ща- трещали, освещало. Написания сочетания -ши-копошились, распушившись,вершины, . Написание сочетания -жи- безжизненным,оживёт. Написание сочетания -ча- замечательная. Написание сочетания -чк- птичка- самочка
8.Выпиши 14-е предложение. Определи, в какой форме употреблено в этом предложении имя прилагательное. Отметь правильный ответ. 14)Над гнездом свешивалась заснеженная (В форме ж.р., ед.ч., И.п.)ветка. 9. Из 15-го предложения выпиши словосочетание, в котором есть имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в форме единственного числа, родительного падежа
15)В лесу от мороза трещали деревья,
8) царапали, лицо, карабкался
6.Выпиши из текста 12-е предложение. Подчеркни грамматическую основу.
12)Испуганная (прилагат, определение) птица (сущ, подлежащее) вспорхнула (глагол, сказуемое)
7.Найди в тексте по два примера на заданные орфограммы. Запиши. Написание сочетания -ща- трещали, освещало.
Написания сочетания -ши-копошились, распушившись,вершины, .
Написание сочетания -жи- безжизненным,оживёт.
Написание сочетания -ча- замечательная.
Написание сочетания -чк- птичка- самочка
8.Выпиши 14-е предложение. Определи, в какой форме употреблено в этом предложении имя прилагательное. Отметь правильный ответ. 14)Над гнездом свешивалась заснеженная (В форме ж.р., ед.ч., И.п.)ветка.
9. Из 15-го предложения выпиши словосочетание, в котором есть имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в форме единственного числа, родительного падежа
15)В лесу от мороза трещали деревья,