Практическая работа 2. 1. выпишите те предложения, в которых есть обращения. 1) березы белоствольные растите веселей. 2) шумит земля привольная ветвями тополей. 3) пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) солнце лес. 2. перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. 1. ветер споет нам про дикие горы. 2. мой друг настойчиво добивается цели. 3. бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. пошли на речку. 5. мама купила мне книгу. 6. петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять. 3. спишите, расставляя знаки препинания. вставьте пропущенные буквы. i. 1) мой друг посвятим души порывы! 2) от меня отцу брат милый не забудь. 3) покажи мне шлем иван. 4) поэта дом опальный о пущин мой ты первый посетил. 5) играйте, пойте о друзья! 6) где был ты сын? 7) туча бури одна ты по ясной лазури. 8) звезда печальная звезда твой луч осеребрил увядшие и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (а. с. пушкин.) ii. 1) не товарищ слепым и глухим. держи товарищ порох сухим. 2) идите, слов не тратя, на красный наш костёр. сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) молот и стих землю молодости! 5) пролетарии стройтесь к последней . рабы разгибайте спины и ко¬лени. армия пролетариев встань стройна. 4. спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения. i. умчались вы дни радости моей. мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. да в этом ты конечно был прав. антонина петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. нам по правде сказать в этот вечер и -то словно бы (не)зачем. ii. это он сделает должно быть в срок. ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. тебе поем мы песню вечерняя з_ря! к великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. вам я думаю т_жело жить доктор? конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться. iii. спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! предусмотрительный левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. к счастью печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу. 5. запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе. спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей. плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. пока лета не отогнали невинной радости твоей, спи, милый! горькие печали не тронут детства тихих дней. простите мне, я так люблютатьяну милую мою. прощай, письмо любви! прощай: она татьяна то вздохнет, то охнет; письмо дрожит в ее руке. ах ты, старый конюх, неразумный, разгадаешь ли, старый, загадку? прекрасной дочерью своей гордитсястарый кочубей. ветер, ветер! ты могуч, ты гоняешь стаи свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума.
1. 1),4)
2. 1) Ветер, спой нам про дикие горы!
2) Мой друг, настойчиво добивайся цели.
3)Бабушка, расскажи сказку на ночь!
4) Ребята, пойдем на речку!
5) Мама, купи мне книгу!
6) Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять!
пражнение 3.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг, отчизн.е.. посвятим души пр..е.красные порывы! 2) От меня отцу, брат милый, поклони.ть..ся не забудь. 3) Покажи мне шлем ,Иван. 4) Поэта дом опальный, о Пущин мой ,ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты, сын? 7) Последня..я туча рассе.я..нной бури, одна ты несё.шь..ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная, вечерн..яя звезда ,твой луч осеребрил увядшие р.а..внины и дремлющий залив, и чёрных скал вершины. 9) Простите ,мирные долины ,и вы знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи,товарищ, порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда, миллионы братьев ,сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям ,моя большая мама - республика моя. 4) Слав.ь..те молот и стих,землю молодости! 5) Пролетарии, стройтесь к последней схватке... . Рабы, разгибайте спины и колени. Армия пролетариев,
встань стройна.
Упражнение 4.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались, вы, дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(,нн)ому птицами заливу и,разумеется, заблудились. Да в этом ты, конечно, был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает, что ты пр_иехал? Конечно, говорить об этом было неприятно, но я разумеется ,молчал. Нам, по правде сказать, в этот вечер и развлечся-то словно бы незачем.
II. Это задание он сделает,должно быть. в срок. Ну-ка, дождик ,теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню ,вечерняя заря! К великому моему удивлению ,пролетка свернула на нашу дорогу. Вам я думаю : т_яжело жить, доктор? Конечно, неприятно,что дома будут бес_покоиться.
III. Спой мне ,иволга , песню пусты,нную, песню жизни моей. Весна золотобровая ,весна золотоносая ,бедовая, суровая , не при_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (при_ехала она ночью), выставил удале(нн)ое охр_анение. К счастью ,Печорин был погруж_ен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.