Практическая работа № 7.
Задание 1. ответить на вопросы:
1. Чем отличается текст от набора предложений?
2. Каковы основные характеристики текста?
3. В чем заключаются основные признаки текста?
4. Как различить тему и основную мысль текста?
5. Какие существуют виды связей между предложениями в тексте?
Задание 2. Докажите, что перед вами текст. Определите его основную мысль, тему и стиль.
Поэзия — это неожиданность. Неожиданность, новизна чувства, наблюдения, мысли, детали.
Поэзии нужна точность, а не ясность. Поэзия имеет дело с подтекстом, с аллегориями, с поисками, с интонационным строем фразы. Невозможно описать человеческое лицо, отражающее сложный конгломерат чувств и мыслей, состояние человеческой души. Здесь ясности не достигнуть, а точность достижима.
Притом язык природы не всегда можно ясно перевести на человеческий язык...
Поэзия — это судьба, а не ремесло. Пока кровь не выступает на строчках, поэта нет, есть только версификатор. «Евгения Онегина» мы запоминаем не потому, что это «энциклопедия русской жизни», а потому, что там любовь и смерть.
Стихи требуют чтения внимательного, неоднократного перечитывания. Стихи должны читаться в разное время года, при разном настроении.
Поэзия непереводима. Глубоко национальна. Совершенствование поэзии, развитие бесконечных возможностей стиха лежит в границах родного языка, быта, предания, чувства, литературных вкусов. Свободный стих продиктован желанием сделать язык поэзии переводимым, приблизив его к прозе.
В стихах есть закон «все или ничего». Или это рифмование строк — стихи, или «не стихи». Более квалифицированных стихов попросту не существует
(В. Шаламов).
Задание 3. Является ли данная группа предложений текстом? Докажите, можно ли их превратить в текст? Решите: на одну ли тему предложения, возможно ли с их передать основную мысль? Чего недостает этим предложениям, чтобы стать текстом? Чем будет определяться последовательность предложений? Напишите текст, озаглавьте его.
1. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!
2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.
3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.
4. Мальчик послушал отца.
5. — Не разоряй гнезда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
(К. Ушинский)
Задание 4. Постройте текст (на одну из предложенных тем), продолжив данные предложения. К какому стилю и типу речи относится ваш текст? Определите виды связей в предложении.
1. Профессия, которую я выбрал, была моей давнишней мечтой.
2. Книги о путешественниках мне нравятся...
3. Люди в белых халатах вызывают у меня восхищение, потому...
4. Знания о своей профессии я получаю не только на занятиях...
собираться - корень с чередованием, пишем в корне "и", так как далее следует суффикс "а". Мягкий знак пишем всегда в инфинитиве глагола.
Полуразваленная - пишем слитно, приставка "полу".
Рожь - пишем на конце ь, так как это сущ-е ж.р. 3-го склонения на шипящий в им.пад.
Придорожном - пишем приставку "при" со значением "находящийся рядом".
Трава - пишем "а" в корне, проверяемая безударная гласная, проверим гласной в однокоренном слове под ударением - травы.
Хлестнула - пишем непроизносимую букву "т", проверим, поставив в однокоренном слове непроизносимый согласный в сильную позицию перед гласным или сонорным: хлестать.
Еще назойливей стали мухи, и вдруг все стихло.Едва-едва мы прибежали домой, и хлестнул дождь.
В этих предложениях ставим запятую перед союзом "и", соединяющим части сложносочиненного предложения.
Но вот побежал и запутался в траве ветреный холодок.
В этом предложении запятую не ставим, одиночный союз "и" соединяет однородные сказуемые.