Практическая работа на тему «Сочинительные союзы»
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы(однородные члены или предложения в составе сложного) они связывают.
1.Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу. 2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям. 3. Чтобы вода (не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. 4. Солнце село, но в лесу ещё светло. 5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. 6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. 7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет.
Упражнение 2. Определите разряд сочинительных союзов.
1. Звезды меркнут и гаснут.
2. Здравствуй, солнце да утро веселое.
3. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
4. Мал золотник, да дорог.
5. Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем.
6. Все было уже тихо или казалось таковым.
Упражнение 3. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели и …
1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Воздух прохладен и …
2. Клубника у нас крупная и …
3. В садах цвели яблони и ...
4. День солнечный и …
Упражнение 4. Придумайте рассказ из восьми - десяти предложений на тему "Весна", используя сочинительные союзы. Включите в рассказ сложносочиненные предложения и предложения с однородными членами.
А еще бы я построила дом, где бы жили все брошенные собаки. Мне очень жалко, когда они голодные мерзнут на улице. Кроме того, я бы купила себе много, много собак больших и маленьких, и они бы жили в тепле и уюте в моем «собачьем» доме.
Но если люди захотят этого сами, то можно обойтись и без волшебной палочки.