Практическая работа по творчеству Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Прочитайте биографию автора и подготовьте интересные факты из жизни Ф.М. Достоевского.
2. Прочитайте роман «Преступление и наказание».
I. Анализ произведения:
1. Какими вы видите улицы Петербурга? Охарактеризуйте пейзажи в романе. Какова их роль? Сопоставьте сцены уличной жизни. Составьте описание интерьеров (каморка Раскольникова, описание абака, угол Мармеладовых, трактир, где исповедуется Свидригайлов, комната Сони)
2. Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)
3. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию?
4. Расскажите историю семьи Мармеладовых. В чем вы видите причину бедственного положения Мармеладовых? Расскажите о Соне Мармеладовой. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова? Как вы понимаете идею жертвенности? Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне. Какую роль в этой сцене играет Библия?
5. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?
6. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.
7. Проанализируйте поведение Раскольникова во время преступления. Докажите, что натура героя противится совершаемому.
8. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?
II Раскольников и «сильные мира сего»
1. Перечитайте страницы романа о Лужине и Свидригайлове.
Часть I, глава 3 Часть II, главы 4–5 Часть V, главы 1–3 о Лужине
Часть IV, главы 1–2
2. Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем?
3. Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5)
4. Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему? Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»?
5. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.
6. В чем причина самоубийства Свидригайлова?
7. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
III
1. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Перечитать:
часть III, глава 5,
часть VI, главы 5–6,
часть VI, глава 2.
2. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?
3. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
4. Расскажите о встречах Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4; часть V, глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти встречи?
5. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
6. Почему каторжане ненавидят Раскольникова?
7. «Мир красота», – считает Достоевский. Как вы это понимаете?
- Мальчик, воды!
( Л. Н. Андреев "Петька на даче")
Моя мама - парикмахер.
Геолог , Иван Викторович, и Израиля проанализировали условия, при которых на Марсе могли существовать водные реки.
(Жизнь и Марс)
Новосёлова Наталья Евгеньевна - геолог.
- Мальчик, воды!
( Л. Н. Андреев "Петька на даче")
Моя мама - парикмахер.
Геолог , Иван Викторович, и Израиля проанализировали условия, при которых на Марсе могли существовать водные реки.
(Жизнь и Марс)
Новосёлова Наталья Евгеньевна - геолог.