Практические задания: Публицистический стиль 1. Найдите в газетно-журнальных текстах примеры употреб¬ления слов с префиксами анти-, про-, псевдо-, квази-, ультра-. Какую оценку выражают эти слова? При ответе используйте кон¬текст.
2. Определите, какими языковыми средствами достигается непринужденность, естественность речи в статье В. Пескова из рубрики "Окно в природу".
...Сколько радости наблюдать лису, не угрожая ли¬шить ее жизни! Помню, подъехал на лыжах к речному обрыву. Под ним на припеке, в затишье, на оголенном мартовским солнцем песочке спала лисица. Я глядел на нее сверху вниз не меньше минуты и хлопнул в ладоши. Лиса взвилась кверху, подобно стальной пружине, и по¬летела, оглянувшись только у зарослей.
Был еще случай, со спутницей мы вышли из леса к опушке полюбоваться вечерней зарей. Из-под полога со¬сен мы вдруг увидели: и лиса, сидя столбиком, наблю¬дает зарю. Потом изящно, как манекенщица, она пошла по стерне, прислушиваясь и оглядываясь. Она нас по¬чуяла, на мгновение замерла и бросилась наутек, но не в поле, а в нашу сторону под прикрытие леса.
Взрослые лисы приручаются плохо. Они всегда злоб¬ные, всегда готовы цапнуть за руку или за ногу, исполь¬зуют любой случай вырваться на свободу. Малыши же приручаются превосходно.
Разговорный стиль
1. Проанализируйте стилистические особенности дружеского письма. Отметьте стилистически маркированные языковые едини¬цы, определите характер их маркированности и роль в тексте.
а) Здравствуй, Леночка. Прости, что давно не писала тебе. Месяц назад мы получили квартиру в районе Тро¬ицкого предместья. Ты, наверное, слышала об этом квартале.
Теперь у нас чудеснейшая двухкомнатная квартира. Окна выходят в небольшой дворик, вымощенный кам¬нями.
Леночка, ты даже не представляешь себе, как я рада. Квартал обалденнейший! Больше всего меня восхищают черепичные крыши, деревянные лестницы. Я на седьмом небе от счастья! Даже не верится, что сейчас мы живем в таком дивном местечке. Очень хочется, чтобы ты приехала к нам и увидела это чудо сама.
Здесь в корчме варят удивительно вкусный кофе, так что я сейчас частенько позволяю себе побаловаться кофейком, да и публика здесь собирается любопытная. Короче, приезжай обязательно. Очень тебя жду.
Письмо заканчиваю. Очень спешу. Целую. Таня.
2. Произведите стилистический анализ текста: охарактери¬зуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите ос¬новные стилевые черты, укажите языковые средства, с которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.
А у нас... обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает ¾ зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы ¾ у нас их полно ¾ и то не зайдут: мы их так приучили. ¾ Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть... ¾ Вор?! ¾ Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслу-женная учительница живет, орден имеет... И этот вор натурально пришел к ней и говорит: "Пусти пожить не¬дели две". А он у нее учился когда-то... в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, рабо¬тала там. Да. "Пусти, ¾ говорит, ¾ пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь". ¾ Пустила? ¾ Пусти¬ла! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже ста¬рушку. ¾ Дело в том, что у них такой закон есть: где жи¬вешь, там не воруй. ¾ Да, да. ¾ Не обчистил? ¾ Не! Ни-ни, ни волоска не взял! ¾ Это странно все же... Плевали они на эти законы! Закон. У меня год стожок сена увезли, змеи ползучие... - Ну-ну, это такие, что ли! Это уж... наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке? (В. Шукшин)
3. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи¬циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста¬вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко¬ления, в) представителей разных поколений, т.е. создать образы (миллионера-бомжа, интеллигента-бизнесмена, горожанина-сельчанина…)
На землю повалено несколько стволов деревьев. Среди них видна, покрытая снегом, молодая сосна. Большие могучие сосны, в снежных шубах, стоят словно богатыри, охраняющие покой и тишину вокруг.
В центре светлая полоса от солнечных лучей, как бы разделяет картину на две части, кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Справа стеной стоит темный, дремучий лес. Слева поредевший лес. На заднем плане - темный лес, освещенный холодным зимним солнцем.
на это картине И. И. Шишкин изобразил природу в белом безмолвном величии, она погружена в долгий зимний сон.