Практические задания: Публицистический стиль 1. Найдите в газетно-журнальных текстах примеры употреб¬ления слов с префиксами анти-, про-, псевдо-, квази-, ультра-. Какую оценку выражают эти слова? При ответе используйте кон¬текст.
2. Определите, какими языковыми средствами достигается непринужденность, естественность речи в статье В. Пескова из рубрики "Окно в природу".
...Сколько радости наблюдать лису, не угрожая ли¬шить ее жизни! Помню, подъехал на лыжах к речному обрыву. Под ним на припеке, в затишье, на оголенном мартовским солнцем песочке спала лисица. Я глядел на нее сверху вниз не меньше минуты и хлопнул в ладоши. Лиса взвилась кверху, подобно стальной пружине, и по¬летела, оглянувшись только у зарослей.
Был еще случай, со спутницей мы вышли из леса к опушке полюбоваться вечерней зарей. Из-под полога со¬сен мы вдруг увидели: и лиса, сидя столбиком, наблю¬дает зарю. Потом изящно, как манекенщица, она пошла по стерне, прислушиваясь и оглядываясь. Она нас по¬чуяла, на мгновение замерла и бросилась наутек, но не в поле, а в нашу сторону под прикрытие леса.
Взрослые лисы приручаются плохо. Они всегда злоб¬ные, всегда готовы цапнуть за руку или за ногу, исполь¬зуют любой случай вырваться на свободу. Малыши же приручаются превосходно.
Разговорный стиль
1. Проанализируйте стилистические особенности дружеского письма. Отметьте стилистически маркированные языковые едини¬цы, определите характер их маркированности и роль в тексте.
а) Здравствуй, Леночка. Прости, что давно не писала тебе. Месяц назад мы получили квартиру в районе Тро¬ицкого предместья. Ты, наверное, слышала об этом квартале.
Теперь у нас чудеснейшая двухкомнатная квартира. Окна выходят в небольшой дворик, вымощенный кам¬нями.
Леночка, ты даже не представляешь себе, как я рада. Квартал обалденнейший! Больше всего меня восхищают черепичные крыши, деревянные лестницы. Я на седьмом небе от счастья! Даже не верится, что сейчас мы живем в таком дивном местечке. Очень хочется, чтобы ты приехала к нам и увидела это чудо сама.
Здесь в корчме варят удивительно вкусный кофе, так что я сейчас частенько позволяю себе побаловаться кофейком, да и публика здесь собирается любопытная. Короче, приезжай обязательно. Очень тебя жду.
Письмо заканчиваю. Очень спешу. Целую. Таня.
2. Произведите стилистический анализ текста: охарактери¬зуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите ос¬новные стилевые черты, укажите языковые средства, с которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.
А у нас... обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает ¾ зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы ¾ у нас их полно ¾ и то не зайдут: мы их так приучили. ¾ Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть... ¾ Вор?! ¾ Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслу-женная учительница живет, орден имеет... И этот вор натурально пришел к ней и говорит: "Пусти пожить не¬дели две". А он у нее учился когда-то... в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, рабо¬тала там. Да. "Пусти, ¾ говорит, ¾ пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь". ¾ Пустила? ¾ Пусти¬ла! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже ста¬рушку. ¾ Дело в том, что у них такой закон есть: где жи¬вешь, там не воруй. ¾ Да, да. ¾ Не обчистил? ¾ Не! Ни-ни, ни волоска не взял! ¾ Это странно все же... Плевали они на эти законы! Закон. У меня год стожок сена увезли, змеи ползучие... - Ну-ну, это такие, что ли! Это уж... наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке? (В. Шукшин)
3. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи¬циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста¬вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко¬ления, в) представителей разных поколений, т.е. создать образы (миллионера-бомжа, интеллигента-бизнесмена, горожанина-сельчанина…)
2. Если ты что-нибудь делаешь,| делай это хорошо.(ты делаешь; делай)
3. Орлам случается и ниже кур спускаться,| но курам никогда до облак не подняться.(случается спускаться; не подняться)
4. Ветер утих,| наступила тишина, предвещающая близость дождя.(ветер утих; наступила тишина)
5. Небо за кормой было красное,| и берега тоже покраснели в холодном огне осеннего заката.(небо было; берега покраснели)
6. Про жизнь пустынную как сладко не пиши, | но в одиночестве жить не всякий.(не пиши жить не всякий)
7. Когда в товарищах согласья нет,| на лад их дело не пойдет.(дело не пойдёт)
8. Всякий труд важен,| ибо облагораживает человека.(труд важен; облагораживает)
9. Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу,| то счастье само отыщет вас. (Вы выберите и вложите; счастье отыщет)
10. Вы проходите мимо дерева| - оно не шелохнется:| оно нежится (Вы проходите; оно не шелохнется; оно нежится)
Сделайте полный синтаксический разбор:
11. Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.(Повест, невоскл, слож: 1. двусост,распр, не осл; 2.двусост, распр, не осл) [=–]:[=–]
12. Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью, воскресших вод напор последний победу разглашал свою.(Повест, невоскл, слож: 1. двусост, распр, не осл.; 2. двусост, распр, осл. деепричастием; 3. двусост, распр, не осл) [=–], [–,|-•-|,=], [–=]
1. |ЧИНЫ (П) людьми ДАЮТСЯ (С)|, а |ЛЮДИ (П) МОГУТ ОБМАНУТЬСЯ (С, составное глагольное)|.
2. |Если ТЫ (П) что-нибудь ДЕЛАЕШЬ (С)|, |ДЕЛАЙ это ХОРОШО (составное С)| (сложноподчиненное предложение).
3. |Орлам СЛУЧАЕТСЯ и ниже кур СПУСКАТЬСЯ (С, составное глагольное)|, но |курам никогда до облаков НЕ ПОДНЯТЬСЯ (С)|.
4. |ВЕТЕР (П) УТИХ (С)|, |НАСТУПИЛА (С) тишина (П), предвещающая близость дождя|.
5. |НЕБО (П) за кормой БЫЛО КРАСНОЕ (С, составное именное)|, и |БЕРЕГА (П) тоже ПОКРАСНЕЛИ (С) в холодном огне осеннего заката|.
6. |Про жизнь пустынную как сладко НЕ ПИШИ (С)|, но |в одиночестве ЖИТЬ (составное С) НЕ ВСЯКИЙ (П)|.
7. |Когда в товарищах СОГЛАСЬЯ НЕТ (С)|, [на лад их ДЕЛО (П) НЕ ПОЙДЕТ (С)] (сложноподчиненное предложение).
8. |Всякий ТРУД (П) ВАЖЕН (С)|, ибо |ОБЛАГОРАЖИВАЕТ (П) человека| (сложноподчиненное предложение).
9. |Если ВЫ (П) удачно ВЫБЕРИТЕ (однородное С) труд и ВЛОЖИТЕ (однородное С) в него свою душу|, [то СЧАСТЬЕ (П) само ОТЫЩЕТ (С) вас] (сложноподчиненное предложение).
10. |ВЫ (П) ПРОХОДИТЕ (С) мимо дерева| - |ОНО (П) НЕ ШЕЛОХНЁТСЯ (С)|: |ОНО (П) НЕЖИТСЯ (С)|.
Сделаем полный синтаксический разбор:
11. ПРИБЛИЖАЛАСЬ (С,=) довольно скучная ПОРА (П,--); СТОЯЛ (С,=) НОЯБРЬ (П,--) уж у двора.
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, два простых предложения двусоставные, распространенные.
Схема: [ = -- ];[ = -- ].
12. [Всю ночь ГРЕМЕЛ (С,=) ОВРАГ (П,--) соседний], [РУЧЕЙ (П,--), бурля, БЕЖАЛ (С,=) к ручью], [воскресших вод НАПОР (П,--) последний победу РАЗГЛАШАЛ (С,=) свою].
Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, три простых предложения двусоставные, распространенные.
Схема: [ = -- ], [ = -- ], [-- =].