ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Морфемика и словообразование» Цели: • знать классификацию морфем образования слов. • правильно выполнять морфологический и словообразовательный разбор слов. Для справок. Алгоритм морфемного анализа. 1.Определяем часть речи, устанавливаем, имеет ли оно формы словоизменения. 2.Выделяем окончание и основу. Определяем характер основы(членимая или нечленимая). 3.Выделяем морфемы в составе членимой основы и определяем их значение. Алгоритм словообразовательного анализа: 1.Определяем, является слово производным или непроизводным. 2.Определяем производящую основу и словообразовательный формант. 3.Определяем словообразования. Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся: а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола времени -л, глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий. Выполните задания. оба варианта 1 вариант 2 вариант 1.Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов. Давление, докрасна, утомленный, гостиная гордость, скоропортящийся, приземление, выступ. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным ; б) суффиксальным ; в) приставочно-суффиксальным ; г сложения. 3. Прочитайте текст и выполните задания. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) Из текста выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием.
Куда бедным птицам деться? Как спрятаться от злого ветра и жуткого холода? Вот и сидят они на проводах, на ветках деревьев. Нахохлились, будто обиделись на что-то, пёрышки свои распушили. Надеются так согреться.
Только на голодный желудок быстрее замёрзнешь. А как травяное семечко с земли подобрать – всё замело кругом. Красную рябинку уже ледком схватило.
И если бы не заботливые руки человека, совсем бы птичкам зимой плохо пришлось. Кормушку удобную повесят, вкусными зёрнышками, семечками угостят тебе, человек, от птичек.
ответ: лесу, 2 не понятное слово, медведи, резвятся, веселые, чащобе.
1 предложение звери (существительное) подлежащее, ры..т (глагол) сказуемое, В предлог, лесу (существительное) дополнение, под предлог, деревьями (существительное) дополнение
2 предложение медведи (сущ) подлежащее, бродят (глагол) сказуемое
3 предложение белочки (сущ) подлежащее, резвятся(глагол) сказуемое, веселые прилагательное (определение)
4 предложение рысь (сущ) подлежащее, скрывается (глагол) сказуемое, чащобе (сущ) дополнение, в предлог, разбойница (прилагательное) определение.
Объяснение:
2, 3 класс
Скоро наступит зима. Наметёт огромные сугробы снега. Водоёмы покроются льдом. Деревья наденут снежные шапки.
Куда бедным птицам деться? Как спрятаться от злого ветра и жуткого холода? Вот и сидят они на проводах, на ветках деревьев. Нахохлились, будто обиделись на что-то, пёрышки свои распушили. Надеются так согреться.
Только на голодный желудок быстрее замёрзнешь. А как травяное семечко с земли подобрать – всё замело кругом. Красную рябинку уже ледком схватило.
И если бы не заботливые руки человека, совсем бы птичкам зимой плохо пришлось. Кормушку удобную повесят, вкусными зёрнышками, семечками угостят тебе, человек, от птичек.
Источник: Сочинение на тему Птицы зимой