Практикум
Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью
(прямая косвенная)
1) «Ну, теперь, кажется, мы можем ехать», — заметил мой приятель.
2) Ступая очень осторожно, покрытый хвоей, мокрый весь, дед срезал гриб ножом
сапожным: «Назвался груздем — в кузов лезь!».
3) И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!»
4) «Делайте, что хотите, — отвечал ему сухо Дубровский...
Орфографическая запись слова: палка
2) Ударение в слове: п`алка
3) Деление слова на слоги (перенос слова): пал-ка
4) Фонетическая транскрипция слова палка : [п`алка]
5) Характеристика всех звуков:
п [п] - согласный, твердый, глухой, парный
а [`а] - гласный, ударный
л [л] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
а [а] - гласный, безударный
5 букв, 5 звуков.
Орфографическая запись слова: полька
2) Ударение в слове: п`олька
3) Деление слова на слоги (перенос слова): поль-ка
4) Фонетическая транскрипция слова полька : [п`ол'ка]
5) Характеристика всех звуков:
п [п] - согласный, твердый, глухой, парный
о [`о] - гласный, ударный
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
ь []
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
а [а] - гласный, безударный
6 букв, 5 звуков
Орфографическая запись слова: пилка
2) Ударение в слове: п`илка
3) Деление слова на слоги (перенос слова): пил-ка
4) Фонетическая транскрипция слова пилка : [п'`илка]
5) Характеристика всех звуков:
п [п'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и [`и] - гласный, ударный
л [л] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
а [а] - гласный, безударный
5 букв, 5 звук
1. И-Ы после Ц
Правило: в окончании после Ц всегда пишу Ы
Птицы, куницы, лисицы, огурцы, птенцы, рукавицы, ножницы
2. Е – И в окончаниях существительных.
Подсказка: определяю склонение, подставляю контрольное слово.
1 скл – (м.р.,ж.р. –а,-я) ☺Контрольное слово→ земля
2 скл –(ср.р. –о,-е , м.р. -□) ☺Контрольное слово→ конь
3 скл – (ж.р. на шипящую) ☺Контрольное слово→ степь
☼ На заметку: если предпоследняя И, то и последняя тоже И
в предложении, на заседании, в окончании
На заметку: помню про разносклоняемые и несклоняемые существительные:
Путь, бремя, вымя, имя, темя, семя, племя, время, пламя, знамя, стремя.
При склонении у разносклоняемых появляется суффикс –ЕН-
Племя → племени, семя → семени
3. О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Правило: под ударением пишу О, без ударения пишу Е.
Врачом, ключом; шприцем, товарищем, пальтецо, зеркальце
4. Окончания прилагательных и причастий.
Правило: окончание проверяется вопросомПо широкому полю → по полю ( какому?) широкому
5. Безударные личные окончания глагола.
Порядок действий для определения спряжения глагола:
1) Ставлю глагол в инфинитив
☺Помню: инфинитив (или неопределенная форма) отвечает на вопросы
Что делать? Что сделать?
2) Смотрю на 3 последние буквы
(-ить, -еть, -ать, -уть, -ять, -оть, -уть, -ить,-ыть )
3) Применяю правило-подсказку:
Не на –ИТЬ? Не исключение?
Значит, первое спряжение.
4) ☺Помню исключения:
Ко второму спряжению,
отнесем мы, без сомнения,
все глаголы, что на –ИТЬ,
исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ
А еще ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ,
ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
иОБИДЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ,
и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ.
Вы запомните, друзья,
их на Е спрягать нельзя!
☺Помню разноспрягаемые глаголы: хочешь есть, беги домой, там тебе дадут.
☼ На заметку: отличай повелительное наклонение глагола. с суффиксом –И- от настоящего времени
напиши →напишите ( повелит) напишете – настоящее время ,1-е спр, мн.ч.
☼ На заметку: если у ГЛ. приставка ВЫ-, то ее отбрасываю и определяю спряжение.
☼ На заметку: если ударное окончание, то спряжение определяется по этой ударной гласной.