Практикум по русскому языку для учащихся 1000000 класса.
Тема: ГЛАГОЛ.
Тема №1: Возвратные глаголы.
Задание: Спишите, вставляя, где нужно, Ь. Укажите возвратные и невозвратные глаголы.
Сладко спит..ся у костра, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море.
Ядовитая вода должна была подвергат..ся сложной химической обработке.
Сколько завязывает..ся новых дружб и добрых знакомств!
Далеко за рекою слышат..ся весёлые песни косцов.
Тема №2: Виды глаголов.
Задание№1: Выпишите словосочетания, в которых употреблены глаголы несовершенного вида.
Открыть окно, сидеть на полу, стучать в окно, говорить с отцом, ехать поездом, увидеть отца, запеть песню, купить хлеба, входить в дверь, бегать по двору.
Задание №2: Подберите форму несовершенного вида к глаголам совершенного вида.
Закопать, закапать, запахнуть, запахнуть, засолить, засалить, открыть, оторвать.
Задание №3: Спишите пары глаголов, расставляя ударение. К каждому глаголу подберите однокоренные слова.
Выкупать – выкупать, вычитать – вычитать, целить – целить, засыпали – засыпали, попадали – попадали.
Задание №4: Выберите из скобок глагол. Поставьте его нужную форму. Являются ли глаголы в скобках парными или это глаголы с разным значением?
1. Мы (ехать-выехать) на охоту рано утром.
2. Старшина (ехать-въехать) в лес первым.
3. По дороге на охотничью базу вся группа (ехать-заехать) к леснику.
4. Очень скоро я (ехать-переехать) глубокий овраг.
5. Вы наскоро позавтракаете и (ехать-поехать) дальше.
6. Едва мы (ехать-отъехать) от стоянки, как услышали выстрел.
7. Наш друг долго искал охотничий лагерь, но, оказалось, он его (ехать-проехать).
2. Я хочу, чтобы ты хорошенько взглянула на замок твоего отца Елена Василисе прямо в ухо. - Черновод выдолблен прямо в громадном коралловом рифе... Очень дорогой часодейный проект - полвека строили! П!-а.-п! (Наталья Щерба "Часодеи: Часовой ключ")
3. Не набегался еще? - спросила она. П?-а. (Юрий Томин "Шел по городу волшебник")
4. Януш, мне это не нравится, - поглядывая на Марека, заявил он. - Смахивает на дезертирство. П-а.-п. (Сергей Лукьяненко "Рыцари сорока островов, Мальчик и тьма")
5. Все? - переспросил официант. П?-а. (Сергей Лукьяненко "Лорд с планеты Земля")
□ 3) архИтектура, дИплом
А2. В этом ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква:
□ 2) пьеСа, искуСный
А3. В этом ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:
□ 1) срЕдства, облегчИть
А4. Эта группа слов является словосочетанием:
□ 4) довольно жарко(х)
А5. Предложение с составным именным сказуемым.
□ 2) Облако ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ то косматым МЕДВЕДЕМ, то гривастым.
А6. Это предложение является неопределённо-личным:
□ 3) И на обломках самовластья напишут наши имена!
(сказуемое выражено глаг. в 3-м л. мн. ч. буд. вр.)
А7. В состав этого предложения входит неполное предложение:
□ 2) Брат любит чёрный чай, а я – зелёный.
А8. В этом предложении на месте пропуска надо поставить тире:
□ 1) Походка, голос, взгляд (–) всё изменилось в Маше.
(после однородных членов перед обобщающим словом)
А9. В этом предложении знаки препинания расставлены неправильно:
□ 4) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю»(,) - думал я про полковника.
(нужна запятая после прямой речи)
А10. В этом предложении нужно поставить только одну запятую:
□ 1) Джульетта, ты как день!
А11. В этом предложении знаки препинания расставлены неправильно:
□ 3) Он переоделся, позавтракал в буфете и(,) вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.
(нужна запятая после союза И, выделяющая обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
А12. Грамматически правильное продолжение предложения.
Пустив стрелу,
□ 4) Иван-царевич отправился на её поиски.