Основоположником темы "маленького человека" в русской литературе является А.С.Пушкин .В своей повести "Станционный смотритель" он вывел образ Самсона Вырина ,"сущего мученика 14 класса" ,которого каждый проезжающий мог оскорбить ,а то и ударить .несладкая жизнь мелкого чиновника скрашивалась красотой и домовитостью его дочери Дуни .Но проезжий гусар Минский увёз Дуню с собой и ,когда Вырин попытался вернуть дочь ,то его попросту вытолкали взашей из богатых палат гусара .Вырин запил и умер .В чём здесь трагедия" маленького человека"? Да разве посмел бы минский так поступить с дочерью чиновника или дворянина ? Нет .А "маленького человека обидеть может каждый" ,и ему за это ничего не будет .Жалко Вырина Но ещё более жалким и безответным предстаёт перед нами гоголевский мелкий переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин .Над ним все смеялись ,а он только спрашивал:"За что вы меня обижаете"? Трагедией этого человека стала утрата шинели ,на которую он из своих скудных запасов долго копил деньги .Даже ходить старался аккуратнее ,чтобы сэкономить на обуви и подмётках .Но в первый же вечер с его плеч разбойники сняли новенькую шинель .Герой заболел и слёг .Сослуживцы хотели сложиться и бедолаге ,но надо было начальнику по подписке собрать деньги и ещё куда -то ,до Башмачкина очередь не дошла .Так и умер он ,всеми забытый .Воров не нашли . Чехова тоже волновала эта проблема .Например ,в рассказе "Злоумышленник "повествуется о Денисе Григорьеве ,который попался на свинчивании гаек, держащих рельсы .И он понять не может ,что такого он совершил? Чехов .сочувствуя своему герою ,"маленькому человеку" ,не может не осуждать его за тупость ,безалаберность ,халатность .То есть Чехов не только сочувствует своему герою .но и осуждает его . Так представлена тема "маленького человека "в творчестве Пушкина .Гоголя .Чехова .
Подчинительные союзы присоединяют придаточные предложения (Он не понимал, что сын давно уже всё решил), сравнительные обороты (Лёд что зеркало) и вводные обороты (Он, как мне кажется, ни о чем не подозревает) Основная функция подчинительных союзов состоит в том, что они связывают главную и зависимую части сложноподчиненного предложения и выражают различные смысловые отношения между ними: временные, причинные, следственные и др. На этом основана их классификация:
Временные подчинительные союзы когда, когда… то, пока, лишь, лишь только, едва, с тех пор как, как… так, как только… так и др. присоединяют к главному предложению придаточное времени, которое отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? на какой срок? (Лишь только подснежник распустится в срок, лишь только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок: то плачут березы).Временной союз когда (Когда он вошел, все замолчали) следует отличать от наречия (союзного слова) когда, присоединяющего изъяснительные (Я не знаю, когда он придет) и определительные придаточные (Это был час, когда все собирались в гостиной).Причинные подчинительные союзы потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др. ( Дом не сильно пострадал от пожара, благодаря тому что (потому что) пожарные подъехали немедленно) присоединяют к главному предложению придаточное причины, которое отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?Условные подчинительные союзы если, раз, как скоро, ежели, коли, если… то, раз… то, как скоро… то др. присоединяют к главному предложению придаточное условное, отвечающее на вопрос при каком условии? (Коли еще жив буду, приеду на внучку посмотреть).Уступительные подчинительные союзы хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др. присоединяют к главному предложению придаточное уступительное, которое отвечает на вопрос несмотря на что? (В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось (А.П. Чехов).Целевые подчинительные союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др. присоединяют к главному придаточное цели, которое отвечает на вопросы зачем? для чего? с какой целью? (Для того чтобы соединиться с ним, следовало переправиться на другой берег реки (В.К. Арсеньев).Союз следствия так что присоединяет к главному придаточное следствия (Я забыл ключи, так что пришлось два часа мерзнуть на скамейке перед домом).Сравнительные подчинительные союзы как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как присоединяют к главному придаточное сравнительное, которое отвечает на вопросы как? насколько? в какой степени? (Солнце светило настолько ярко, как будто в небе полыхали тысячи жарких костров). В простом предложении эти союзы вводят сравнительный оборот (Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу (В.К. Арсеньев).Изъяснительные подчинительные союзы что, будто, чтобы, как, словно и др. присоединяют к главной части придаточное изъяснительное, которое отвечает на падежные вопросы (Я знаю, что она курсистка). Следует помнить, что придаточные изъяснительные присоединяются к главному также союзными словами: местоимением что и наречиями как, где, когда и др. (Не знаю, что он мне скажет, Не знаю, как ее зовут).Составные подчинительные союзы благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, несмотря на то что, для того чтобы, потому что, оттого что и др. не следует смешивать с указательным местоимением то и местоименными наречиями потому, оттого, так, выполняющими роль указательного слова в главном предложении (Дом не сильно пострадал от пожара только благодаря тому (потому), что пожарные приехали немедленно). В данном случае сигналом, что перед нами не союз, а наречие, является частица только. В роли союза выступает слово что. Соответственно меняется интонация, с которой произносится предложение, по-другому расставляются знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Но ещё более жалким и безответным предстаёт перед нами гоголевский мелкий переписчик бумаг Акакий Акакиевич Башмачкин .Над ним все смеялись ,а он только спрашивал:"За что вы меня обижаете"? Трагедией этого человека стала утрата шинели ,на которую он из своих скудных запасов долго копил деньги .Даже ходить старался аккуратнее ,чтобы сэкономить на обуви и подмётках .Но в первый же вечер с его плеч разбойники сняли новенькую шинель .Герой заболел и слёг .Сослуживцы хотели сложиться и бедолаге ,но надо было начальнику по подписке собрать деньги и ещё куда -то ,до Башмачкина очередь не дошла .Так и умер он ,всеми забытый .Воров не нашли .
Чехова тоже волновала эта проблема .Например ,в рассказе "Злоумышленник "повествуется о Денисе Григорьеве ,который попался на свинчивании гаек, держащих рельсы .И он понять не может ,что такого он совершил? Чехов .сочувствуя своему герою ,"маленькому человеку" ,не может не осуждать его за тупость ,безалаберность ,халатность .То есть Чехов не только сочувствует своему герою .но и осуждает его .
Так представлена тема "маленького человека "в творчестве Пушкина .Гоголя .Чехова .
Временные подчинительные союзы когда, когда… то, пока, лишь, лишь только, едва, с тех пор как, как… так, как только… так и др. присоединяют к главному предложению придаточное времени, которое отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? на какой срок? (Лишь только подснежник распустится в срок, лишь только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок: то плачут березы).Временной союз когда (Когда он вошел, все замолчали) следует отличать от наречия (союзного слова) когда, присоединяющего изъяснительные (Я не знаю, когда он придет) и определительные придаточные (Это был час, когда все собирались в гостиной).Причинные подчинительные союзы потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др. ( Дом не сильно пострадал от пожара, благодаря тому что (потому что) пожарные подъехали немедленно) присоединяют к главному предложению придаточное причины, которое отвечает на вопросы почему? отчего? по какой причине?Условные подчинительные союзы если, раз, как скоро, ежели, коли, если… то, раз… то, как скоро… то др. присоединяют к главному предложению придаточное условное, отвечающее на вопрос при каком условии? (Коли еще жив буду, приеду на внучку посмотреть).Уступительные подчинительные союзы хотя, пускай, пусть, несмотря на то что и др. присоединяют к главному предложению придаточное уступительное, которое отвечает на вопрос несмотря на что? (В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось (А.П. Чехов).Целевые подчинительные союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др. присоединяют к главному придаточное цели, которое отвечает на вопросы зачем? для чего? с какой целью? (Для того чтобы соединиться с ним, следовало переправиться на другой берег реки (В.К. Арсеньев).Союз следствия так что присоединяет к главному придаточное следствия (Я забыл ключи, так что пришлось два часа мерзнуть на скамейке перед домом).Сравнительные подчинительные союзы как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как присоединяют к главному придаточное сравнительное, которое отвечает на вопросы как? насколько? в какой степени? (Солнце светило настолько ярко, как будто в небе полыхали тысячи жарких костров). В простом предложении эти союзы вводят сравнительный оборот (Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу (В.К. Арсеньев).Изъяснительные подчинительные союзы что, будто, чтобы, как, словно и др. присоединяют к главной части придаточное изъяснительное, которое отвечает на падежные вопросы (Я знаю, что она курсистка). Следует помнить, что придаточные изъяснительные присоединяются к главному также союзными словами: местоимением что и наречиями как, где, когда и др. (Не знаю, что он мне скажет, Не знаю, как ее зовут).Составные подчинительные союзы благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, несмотря на то что, для того чтобы, потому что, оттого что и др. не следует смешивать с указательным местоимением то и местоименными наречиями потому, оттого, так, выполняющими роль указательного слова в главном предложении (Дом не сильно пострадал от пожара только благодаря тому (потому), что пожарные приехали немедленно). В данном случае сигналом, что перед нами не союз, а наречие, является частица только. В роли союза выступает слово что. Соответственно меняется интонация, с которой произносится предложение, по-другому расставляются знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения.