предложения
Сложные предложения
Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.Солнце спряталось за горы и снова выглянуло. Я люблю читать и рисовать. Записка была на немецком, и сержант не понял её. Мы пришли поздно и остались ночевать. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. Мы танцевали, ребята пели.
2)Пословицы
Среди перечисленных пословиц выберите сложные предложения. Знаки препинания не расставлены.
Дружба крепка правдой и честью.
Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.
Работа не волк в лес не убежит.
Гора с горою не сойдётся а человек с человеком сойдётся.
Один собирает другой зевает.
Птица радуется весне а мать радуется деткам.
3)Однородные члены предложения
Подчеркните строки, где союз «и» соединяет однородные члены предложения. Знаки препинания не расставлены.
Ещё земли печален вид
А воздух уж весною дышит
И мёртвый в поле стебль колышет
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
(Ф. Тютчев)
4)Типы предложений Определите или сложным является каждое предложение. ответ впишите. Знаки препинания не расставлены.
Ночь под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз. (М. Пришвин) Река бежала быстро и едва слышно урчала около свай купальни. (А. Чехов) По воде пробежали тусклые блики и гребни волн опять стали белыми. (Ж. Верн) Тропинка обогнула куст боярышника
5)Роль союза «и» Вставьте предложения в таблицу. Запятые в примерах не Союз «и» Примеры Связывает части сложного предложения, запятая ставится Связывает однородные члены, запятая не ставится Дни и ночи падали листья и устилали землю. Солнце выглянуло из-за туч и поле осветилось ярким светом.
6)Пунктуация
Выделите цветом предложения. Запятые не Утка жалобно кричала потому что её стая улетела.
Облака над морем потемнели с моря повеяло прохладой.
Ветер стих и мороз забирал крепче.
День был прекрасный но к вечеру погода изменилась.
Я видел как восходит солнце.
Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья ореха.
7)Типы предложений
Установите соответствие, выделите грамматические основы.
Берег начинался там, где кончалась каменная отмель.
Ночь под большой чистой луной, к утру лёг первый мороз.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.
сложное союзное предложение
сложное бессоюзное предложение предложение, осложненное однородными членами
8)Разбор предложения
Выполните разбор предложения, вставив нужные слова.
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
1) Повествовательное
2)
3)
4)
Восклицательное Сложное Союзное Невосклицательное Бессоюзное
9)Типы предложений
Определите тип предложения по цели высказывания.
Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
сложное
невосклицательное
повествовательное
10)Пунктуация
Впишите пропущенные слова.
предложения в составе сложного обычно разделены
. Необходимо отличать
предложения от
с однородными членами.
11)Конструирование предложений
Составьте текст из слов.
марта середина Была
в дружная выдалась году Весна этом
Изредка выпадали дожди короткие
12)Знаки препинания
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Подаренная мне книга оказалась не только интересной, но и полезной.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Повсюду: и в кустах и в траве и в буйных папоротниках – запели птицы.
13)Орфографический и пунктуационный анализ предложения
Вставьте пропущенные буквы.
Белка пес
нки п
ёт и орешки всё грызёт.
Море взду
тся бурливо, зак
пит, подымет вой, хлын
т на берег пустой, разольётся в скором беге и очут
тся на бреге в чешуе, как жар, горя, тридцать три богатыря.
14)Пунктуационный анализ предложения
Выделите цветом предложения с пунктуационными ошибками.
Мы изучаем историю и литературу.
Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.
Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.
Мы поплыли дальше, и увидели маленькую лодку.
Зима кончилась и в весеннем лесу, появились первые цветы.
Гл.-глагол.
Прил- прилагательное
М. - местоимение
Сущ.-(кто?, что?)
Гл- (что делать? что сделать? и т.д)
Прил-(какое?, какие?,какая?, и т.д)
сущ
У Васи и Кати была кошка.
сущ гл
Весной кошка пропала.
сущ. гл гл
Дети искали её везде, но не нашли.
м. гл гл сущ
Один раз они играли возле амбара и услыхали над головой мяуканье.
сущ.
Вася влез по лестнице под крышу амбара и увидел кошку с котятами.
Котят было пять.
сущ. гл сущ гл
Дети выбрали себе одного котёнка и принесли в дом.
м. гл м. гл гл сущ
Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.