Предмет: Русский язык Тема урока: Стили и типы речи.
1 вариант
Задания. Определите стиль и функционально - смысловой тип текста:
1.
Еще в Древней Руси существовала деловая пере¬писка. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках; древнейшие из них отно¬сятся к IX веку. С распространением письменности (к XIV—XV векам) содержание деловых бумаг стано¬вится все более разнообразным. Деловые документы используются как в деятельности государства, так и в жизни отдельных людей. До наших дней сохрани¬лись духовные и договорные грамоты (то есть княже¬ские завещания и акты), которые устанавливали вза¬имоотношения между князьями, отношения Моск¬вы с Тверью и Рязанью.
В то время были узаконены челобитные такой фор¬мы: «Царю, государю и великому князю Михаилу Фе¬доровичу (упоминались все титулы того, кому подава¬лась челобитная, затем имя просителя, который наро¬чито принижал себя) бьет челом Ивашка Федоров, сын Измайлов...» (после чего излагались дело и содер-жание
2.
Смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются ис¬следованием процесса чтения. Для полной успешно¬сти этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоци¬ации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание.
3.
Подумав об одиноком всаднике, которому, судя по слабому топоту, предстояло проехать еще версты три до слободы, я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту. Минута в воздухе с открытым лицом грозила отмороженным носом или щекою. Цербер, издав громкий, торопливый лай в направлении конского топота, последовал за мной.
4.
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
5.
Вдруг он повел ушами и заворчал. Я прислушался. Сначала все было по-прежнему тихо. Потом в этой напряженной тишине выделился звук, другой, третий… В морозном воздухе издали несся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади.
Р.п.семьсот девяносто седьмого, шестьсот восемьдесят девятого, триста сорок восьмого, восемьсот восемьдесят восьмого, пятьсот пятьдесят пятого
Д.п.семьсот девяносто седьмому, шестьсот восемьдесят девятому,триста сорок восьмому, восемьсот восемьдесят восьмому, пятьсот пятьдесят пятому
В.п.семьсот девяносто седьмого, шестьсот восемьдесят девятого, триста сорок восьмого, восемьсот восемьдесят восьмого, пятьсот пятьдесят пятого
Т.п.семьсот девяносто седьмым, шестьсот восемьдесят девятым, триста сорок восьмым, восемьсот восемьдесят восьмым, пятьсот пятьдесят пятым
П.п. о семьсот девяносто седьмом, о шестьсот восемьдесят девятом, триста сорок восьмом, о восемьсот восемьдесят восьмом, о пятьсот пятьдесят пятом