представлены задания, которые требуют выбора только одного правильного ответы. 1. Укажите слово, в котором букв меньше, чем звуков 1) прилетели 2) подъезжая 3) шьют 4) лесничий 2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква 1) прик..саться, прик..снуться, заг..реть 2) к..сательная, неук..снительно, выг..реть 3) сл..гать, сл..жение, выр..сли 4) к..сой ( дождь) , г..реть, р..сточек 3. Выберите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется Ъ? 1) об..яснение, с..мный, раз..ярённый 2) в..юга, сем..я, вороб..и, 3) пред..являть, ш..ю, без..ядерный 4) солов..и, под..езд, под..ёмник 4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется буква О. 1) песц..вый, ландыш..вый, сверч..к 2) собач..нка, кусоч..к, полш..вый 3) мальч..нка, бельч..нок, девч..нка 4) нож..чек, реч..нка, шапч..нка 5.Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ы. 1) небез...звестный 2) сверх...нтересный 3) пед...нститут 4) дез...нфекция 6. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква? 1) кол..т дрова, стел..т на снегу, испуга..т ребёнка 2) пил..т пилой, колыш..тся, затоп..т 3) выгон..т, увол..т, подума..т 4) задуш..т, бре.т, заполуч..т 7. Какой схеме с прямой речью соответствует данное предложение: « Теперь не пропаду, - подумал я, - тропинка куда-нибудь приведёт» 1) А:»П!» 2) «П,»- а. 3) « П.-А.-П» 4) « П, -а, -п.» 8. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется буква Ы? 1) ц..ган, ц.рк, ц..ркуль 2) ц..плёнок, продукц..я, сестриц.н 3) делигац..я, акац..я, ц..ферблат 4) ц..плёнок. ц..ц, на ц..почках 9. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) рассадник 2) устаревала 3) здоровье 4) столовая 10. В каком слове правописание приставки определяется её значением « неполное действие»? 1) приготовь 2) приглядывались 3) притих 4) примеры 11. В каком слове правописание суффикса является исключением из правили? 1) военная 2) соломенная 3) каменная 4) оловянный 12. В каком ряду все представленные существительные являются разносклоняемыми? 1) бремя, время, стремя 2) кино, имя, молоко 3) клещи, плоскогубцы, часы 4) пламя, какаду, кофе 13. Какое существительное можно отнести к общему роду? 1) папа 2) книга 3) имя 4) рёва 14. В каком ряду все существительные имеют один и тот же род? 1) Тбилиси, авеню, стрит 2) кофе, шимпанзе, кенгуру 3) пальто, колибри, Сочи 4) метро, бюро, Ротару 15. Относительным прилагательным является слово: 1) стальной 2) белый 3) высокий 4) лисий ( хвост) 16. В какой строчке все слова с НЕ пишутся слитно 1) (не)лепый поступок, ничуть (не) интересно 2) почуял что-то (не) ладное, (не) ровная, а ухабистая дорога 3) весьма (не) решительный, далеко (не) полезный совет 4) (не) настная погода, (не)благодарный слушатель 17. В каком ряду все представленные числительные написаны без ошибок? 1) семь, семьнадцать, тридцать 2) шестнадцать, семьсот пять 3) пятьсот, восемьнадцать 4) шессот, восемьдесят 18. Укажите слово со слитным написанием: 1) (сине) зелёный Б2 (горько) солёный 3) (железно) дорожный 4) (научно) практический 19. Укажите существительное с суффиксом –ЧИК. 1) буфет...ик 2) экскаватор...ик 3) бакен...ик 4) свар...ик 20. Укажите существительное с суффиксом –ЕК. 1) мяч...к 2) самолёт...к 3) сыноч...к 4) огурч.к 21. Укажите прилагательное превосходной степени формы. 1) красивее 2) прекрасный 3) крупнейший 4) самый мудрый 22. Укажите слово с грамматической ошибкой в употреблении формы числительного. 1) двадцатью пятью граммами 2) о трёхстах семидесяти девяти днях 3) обоих рук 4) двумя третьими 23. Укажите определительное местоимение. 1) моего 2) такие 3) каждый 4) что 24. В каком слове на месте пропуска следует писать букву Е? 1) н..кто не забыт 2) н..чего искать 3) н..чего искать не буду 4) н..кому нет дела до меня 25. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е? 1) потч...вать 2) развед...вать 3) выпяч...вать 4) обрад...ваться
чение буквенных переменных может оказаться недопустимым, если знаменатель дроби при этих значениях равен нулю. во всех остальных случаях значение переменных являются допустимыми, т. к. дробь можно вычислить.
пример 2. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение. чтобы данное выражение имело смысл, необходимо и достаточно, чтобы знаменатель дроби не равнялся нулю. таким образом, недопустимыми будут только те значения переменной, при которых знаменатель будет равняться нулю. знаменатель дроби , поэтому решим линейное уравнение:
.
следовательно, при значении переменной дробь не имеет смысла.
ответ: -5.
из решения примера вытекает правило нахождения недопустимых значений переменных – знаменатель дроби приравнивается к нулю и находятся корни соответствующего уравнения.
рассмотрим несколько аналогичных примеров.
пример 3. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь.
решение. .
ответ. .
пример 4. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
встречаются и другие формулировки данной задачи – найти область определения или область допустимых значений выражения (одз). это означает – найти все допустимые значения переменных. в нашем примере – это все значения, кроме . область определения удобно изображать на числовой оси.
для этого на ней выколем точку , как это указано на рисунке:
рис. 1
таким образом, областью определения дроби будут все числа, кроме 3.
ответ..
пример 5. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
изобразим полученное решение на числовой оси:
рис. 2
ответ..
графическое представление области допустимых (одз) и недопустимых значений переменных в дробяхпример 6. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение.. мы получили равенство двух переменных, приведем числовые примеры: или и т. д.
изобразим это решение на графике в декартовой системе координат:
рис. 3. график функции
координаты любой точки, лежащей на данном графике, не входят в область допустимых значений дроби.
ответ. .
случай типа "деление на ноль"в рассмотренных примерах мы сталкивались с ситуацией, когда возникало деление на ноль. теперь рассмотрим случай, когда возникает более интересная ситуация с делением типа .
пример 7. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение..
получается, что дробь не имеет смысла при . но можно возразить, что это не так, потому что: .
может показаться, что если конечное выражение равно 8 при , то и исходное тоже возможно вычислить, а, следовательно, имеет смысл при . однако, если подставить в исходное выражение, то получим – не имеет смысла.
ответ..
чтобы подробнее разобраться с этим примером, решим следующую задачу: при каких значениях указанная дробь равна нулю?
(дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю) . но необходимо решить исходное уравнение с дробью, а она не имеет смысла при , т. к. при этом значении переменной знаменатель равен нулю. значит, данное уравнение имеет только один корень .
правило нахождения одзтаким образом, можем сформулировать точное правило нахождения области допустимых значений дроби: для нахожденияодз дроби необходимо и достаточно приравнять ее знаменатель к нулю и найти корни полученного уравнения.
мы рассмотрели две основные задачи: вычисление значения дроби при указанных значениях переменных и нахождение области допустимых значений дроби.
рассмотрим теперь еще несколько , которые могут возникнуть при работе с дробями.
разные и выводыпример 8. докажите, что при любых значениях переменной дробь .
доказательство. числитель – число положительное. . в итоге, и числитель, и знаменатель – положительные числа, следовательно, и дробь является положительным числом.
доказано.
пример 9. известно, что , найти .
решение. поделим дробь почленно . сокращать на мы имеем право, с учетом того, что является недопустимым значением переменной для данной дроби.
ответ..
на данном уроке мы рассмотрели основные понятия, связанные с дробями. на следующем уроке мы рассмотрим основное свойство дроби.