В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
Laura11111111111
Laura11111111111
10.03.2022 05:44 •  Русский язык

Представьте, что в очередном номере школьной газеты необходимо поместить замет- ку о пользе «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Тихонова. Но вводная статья к словарю, написанная самим А. Тихоновым, очень большая (см. ниже). Вы должны её сжать примерно на 2/3, сохранив основную мысль, важные детали и аргумен- ты, которые автор приводит для доказательства основной мысли. Прочтите исходный текст первый раз и выполните следующие действия: zzопределите основную мысль текста;
zzвыделите ключевые слова в каждой микротеме. По ним обобщите содержание ми-
кротемы;
zzозаглавьте каждую микротему и запишите план.
Чему учит школьный словообразовательный словарь русского языка
Дорогие ребята! Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Та- ковы предлоги к, с, о, у, союзы и, а, междометия о!, э!, м!, а!, у! Слова, состоящие только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав. Например: да, нет, на, ура, там, иначе, пальто, кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание, суффикс или приставку: вод-иц-а, пят-ер-о, мяу-ка-ет.
96

Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и, шелк-ов-ист-еньк-ий, вод-ян-ист-ость и др. В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть.
Ещё труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них нередко встре- чаются слова, состоящие из 10 и более частей. Например: автомобильно- железнодорожно-водный (13) и др.
Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу должен «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Словарь подскажет, от какого родственного слова и с каких словообразовательных средств об- разовано слово. Поэтому словарь называется словообразовательным. А так как он включает именно те слова, понимание которых необходимо учащимся, словарь име- ет уточнение – школьный.
Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Что- бы понять их смысл, надо хорошо знать строение слова. Например, правописание о и а в словах умалять и умолять требует знания их смысла, а смысл подсказывает их строение. Слово умалять имеет корень мал-. Оно образовано следующим обра- зом: мал(ый) > у-мал-и-ть > ума-л-я-ть. Отсюда: умалять – «делать малым». Значит, корень этого глагола пишется через а. В умолять надо писать о, так как это слово восходит к глаголу молить (ср.: я молю, ты молишь, он молит), который в корне содержит о и обозначает «горячо, страстно, униженно просить»: молить- > у-молить- > умол-я-ть.
Словообразование прочно связано с культурой речи. Чутьё к слову можно раз- вивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова. Непонимание оттенков значения ведёт к неправильному употреблению слов. Так, например, нередко говорят и пишут «одеть очки» вместо надеть очки. В магазинах продавцы часто спрашивают: «Вам порезать (колбасу, сыр, хлеб)?» вместо «Вам нарезать?»
В словообразовательном словаре отражены родственные связи однокоренных слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод – 157, гнать – 275, свет (лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587.
В словаре вы ознакомитесь с гнёздами слов разных частей речи. В гнёздах увиди- те разные по длине и составу цепочки. В них от звена к звену иногда перемещается ударение в словах, происходит чередование звуков.
Если вы внимательно и всесторонне будете анализировать гнёзда, у вас возник- нет много интересных вопросов, на которые сами же сможете ответить с словаря. Ваше старание при чтении словаря обязательно принесёт вам желаемый успех. В добрый путь!

Показать ответ
Ответ:
adilukanova
adilukanova
26.07.2021 18:58
На разр..сован(нн)ых райскими цветами т..релках с золотисто(ж..лтой) к…ймой,лежала тонкими ломтиками нарезан(нн)ая сёмга,рядом крас..вались мар..нован(нн)ые угри. На т..ж..лой доске кусок сыра, а в серебрян(нн)ой кадушке обложен(нн)ой снегом чернела икра. Меж т..релками было (н..)сколько тоненьких стеклян(нн)ых рюмочек и три хрустальных гр..фин..чика с разно(цветными) напитками. Между прочим все эти изыскан(нн)ые я..ства пом..щались на маленьком инкрустирован(нн)ом стол..ке уютно пр..соед..нивш..мся к громадному буфету из резного дуба. (По)среди комнаты ,куда мы неожидан(нн)о попали так (же) стоял т..ж..лый стол накрытый белой скат..ртью ,а на ней всевозможные предметы ,как (то) два прибора салфетки свернутые (в)виде царских венц..в и три разно(к..либерных) мутно(зелен(нн)ых) бутылки.
Филипп Филиппович.. откинувшись позвонил и из(за) вишневой порт..еры ,наконец (не) спеша по..вилась Зина. Тут(же) на стол были поставлен(нн)ы блюда с осетриной которая Шарику (не)понрав..лась, а (за)тем метал..ическая посудина с ап..етитно дымящ..мся ростбифом. С..ев его пес вдруг почу..ствовал что хотя до вечера еще далеко, он хоч..т спать и больше (н..)может видеть (н..)какой еды. Стран(нн)ое ощ..щение думал он захлоп..вая от..ж..левшие веки ,глаза(бы) мои (н..)смотрели (н..)(на)какую пищу. Между тем столовая как (будто) наполнялась (не)приятным син..м дымом а пес дремал уложив голову на передние лапы.
0,0(0 оценок)
Ответ:
kyvsaar
kyvsaar
26.07.2021 18:58
На разр..сован(нн)ых райскими цветами т..релках, с золотисто(ж..лтой) к…ймой, лежала тонкими ломтиками нарезан(нн)ая сёмга, рядом крас..вались мар..нован(нн)ые угри. На т..ж..лой доске кусок сыра, а в серебрян(нн)ой кадушке, обложен(нн)ой снегом, чернела икра. Меж т..релками было (н..)сколько тоненьких стеклян(нн)ых рюмочек и три хрустальных гр..фин..чика с разно(цветными) напитками. Между прочим, все эти изыскан(нн)ые я..ства пом..щались на маленьком инкрустирован(нн)ом стол..ке, уютно пр..соед..нивш..мся к громадному буфету из резного дуба. (По)среди комнаты, куда мы неожидан(нн)о попали, так (же) стоял т..ж..лый стол, накрытый белой скат..ртью, а на ней всевозможные предметы: как (то) два прибора, салфетки, свернутые (в)виде царских венц..в, и три разно(к..либерных) мутно(зелен(нн)ых) бутылки.
Филипп Филиппович.., откинувшись, позвонил и из(за) вишневой порт..еры наконец (не) спеша по..вилась Зина. Тут(же) на стол были поставлен(нн)ы блюда с осетриной, которая Шарику (не)понрав..лась, а (за)тем метал..ическая посудина с ап..етитно дымящ..мся ростбифом. С..ев его, пес вдруг почу..ствовал, что хотя до вечера еще далеко, он хоч..т спать и больше (н..)может видеть (н..)какой еды. Стран(нн)ое ощ..щение, думал он, захлоп..вая от..ж..левшие веки, глаза(бы) мои (н..)смотрели (н..)(на)какую пищу. Между тем столовая как (будто) наполнялась (не)приятным син..м дымом, а пес дремал, уложив голову на передние лапы.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота