Представьте, что вы очутились на северном полюсе. • что вы видите вокруг? • опишите свои ощущения: кожа, глаза, руки, ноги. почему испытываете такие ощущения . написать сочинение урок через 18 минут
1. Вставляем знак препинания в предложение: "А. Посчастливится () подъедем."
Правильный ответ: 4. Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй час ти, ставится тире.
Обоснование: В данном случае, между частями БСП есть условие - "посчастливится подъедем". Чтобы выделить это условие, нужно поставить тире.
2. Отмечаем предложения, в которых можно поставить тире:
1. Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.
2. Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.
3. В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.
4. Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.
5. Турбин избегал попадать на такие вечера () его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.
6. Воздух был столичный () пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.
7. Взятие Азова было чрезвычайно легкомысленным и опасным делом () русские накликали большую войну со всей Турецкой империей.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 6.
Обоснование: Во всех этих предложениях имеется БСП, в которых первая и вторая части противопоставлены друг другу. Чтобы обозначить эту противопоставленность, используется тире.
3. Объясняем постановку тире в предложении: "А. Напролом идут — волос не жалеют."
Правильный ответ: 1. В БСП есть указание на быструю смену событий.
Обоснование: В данном предложении используется БСП, в которой тире обозначает быструю смену событий. Идут и не жалеют происходят одновременно.
4. Переписываем предложения, составляем схемы и объясняем постановку тире:
1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький).
Схема: Ветер подул с юга - причина, будет дождь - следствие.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев).
Схема: Его глаза никогда не смотрят просто - противопоставление, они все высматривают да подсматривают - противопоставление.
Постановка тире: для обозначения противопоставления между двумя частями БСП.
3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький).
Схема: Засыпая - время, вздрагивают вершины деревьев - следствие этого времени, на землю сыплются капли дождя - следствие действия "вздрагивают вершины деревьев".
Постановка тире: для обозначения временной причинности между двумя частями БСП.
4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский).
Схема: Столыпин постоял-постоял - продолжение действия, попробовал окликнуть друга - продолжение действия, тронул за плечо - следствие этого продолжения, ответа не было - следствие результата действия "тронул за плечо".
Постановка тире: для обозначения последовательности действий между частями БСП.
5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу (Паустовский).
Схема: Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - причина, сон сразу - следствие.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский).
Схема: Пришло лето - факт, он, сверх ожидания, остался в Петербурге - результат этого факта.
Постановка тире: для обозначения связи между фактом и его результатом.
7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).
Схема: Спесивому кланяться - действие, он пуще чванится - следствие этого действия.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
а) В кратких формах прилагательных ударение ставится на предпоследний слог, если этот слог оканчивается на согласный звук, и на последний слог, если предпоследний слог оканчивается на гласный звук.
б) В глаголах времени ударение ставится на последний слог в повелительном наклонении и на предпоследний слог в остальных формах.
Примеры:
1) дал – дай
2) взял – возьми
3) брал – бери
4) занял – займи
5) начал – начни
6) понял – пойми
7) принял – прими
Вот предложения, где допущены ошибки и где нужно потренироваться в правильном произношении:
а) весел – весе́лая – весе́ло – ве́селые
1) Вчера мы посетили весёлый цирк.
2) На детском празднике все были веселы.
3) Веселая мелодия зазвучала в радио.
4) Мы остались весёлыми после хорошей шутки.
5) В парке мы увидели веселую карусель.
молод – молода́я – молодо́ – молоды́е
1) Молодая девушка читает книгу.
2) После тренировки мы чувствуем себя молодыми.
3) Молодые деревья только-только начинают цвести.
4) Семья оказалась очень молодой и веселой.
5) Мы провели молодое мероприятие в школе.
дорог – до́рогая – до́рого – доро́гие
1) Мы купили дорогие билеты на концерт.
2) Дорогая машина проехала мимо нас.
3) В магазине продаются дорогие украшения.
4) Мы отправились в отпуск на дорогой курорт.
5) Дорогие друзья приехали в гости.
горек – го́рькая – го́рько – го́рькие
1) Горькая правда иногда бывает лучшим выбором.
2) После куска горького шоколада остался особый вкус.
3) Горькое разочарование охватило нас.
4) Мы попробовали горькую ягоду и сразу отпрыгнули.
5) Новогодний торт оказался горьким из-за сливочного масла.
прав – пра́вая – про́во – пра́вые
1) Правая рука помогла мне.
2) Хороший выбор – всегда правый выбор.
3) Прого не было замечено на учебных занятиях.
4) Мы приняли правое решение для всех.
5) Правые вещи всегда находятся в положении.
боек – бо́йкая – бо́йко – бо́йкие
1) Бойкая девочка пробежала весь марафон.
2) Со спортом она действительно боек.
3) Бойкое движение привлекает внимание всех.
4) Мы оценили ее бойкий характер.
5) Бойкие друзья присоединились к нашей игре.
светел – светла́я – светло́ – све́тлые
1) В комнате было светло благодаря яркому окну.
2) Светлая луна сияла на небе.
3) Зеленые листья делают деревья светлыми.
4) Следующий день был светлым и теплым.
5) Светлые мысли идеально подходят для создания картин.
б) В глаголах времени ударение ставится на предпоследний слог в настоящем и будущем времени, а также в прошедшем времени единственного числа и на последний слог в повелительном наклонении и прошедшем времени множественного числа.
дал – дала́ – дало́ – да́ли
1) Он дал мне книгу на прочтение.
2) Она дала отличный совет.
3) Дало успехов, и нас сразу же приняли на работу.
4) Мама и папа дали нам большое спасибо.
5) Они походили и дали обещание вернуться.
взял – возьми́ – взяло́ – взя́ли
1) Я взял книгу и начал читать.
2) Возьми ключи и закрой дверь.
3) Взяло время, чтобы понять все правила.
4) Мы взяли карты и начали играть.
5) Взяли торт и с удовольствием съели.
брал – бра́ла – бра́ло – бра́ли
1) Я брал книгу в библиотеке.
2) Она брала кисти и начинала рисовать.
3) Брало много времени, чтобы сделать все домашние задания.
4) Мы все брали деньги и покупали подарки.
5) Друзья брали спортивный инвентарь и готовились к тренировке.
занял – заня́ла – заняло́ – заня́ли
1) Он занял свое место в аудитории.
2) Она заняла первое место на соревнованиях.
3) Заняло много времени, чтобы освоить новую тему.
4) Мы заняли последнюю пару и сразу же открыли учебники.
5) Заняли спортивный зал и начали тренироваться.
начал – на́чала – нача́ло – на́чали
1) Он начал говорить о своих планах.
2) Она начала петь и покорила всех своим голосом.
3) Начало нового учебного года всегда волнительное событие.
4) Начали тревожиться, когда их друг не появился на встрече.
5) Начали читать книгу и не могли оторваться.
понял – по́няла – поня́ло – поня́ли
1) Я понял, что сделал ошибку.
2) Она поняла, что нужно сделать следующий шаг.
3) Поняло, что нужно быть более осторожным в подобных ситуациях.
4) Поняли, что путь к успеху требует упорного труда.
5) Поняли, что надо изменить свой подход к проблеме.
принял – приня́ла – приня́ло – приня́ли
1) Он принял решение и действовал соответственно.
2) Она приняла предложение на работу.
3) Приняло немало времени, чтобы адаптироваться к новым условиям.
4) Приняли предложение и приступили к его реализации.
5) Приняли семейное решение и переехали в другой город.
Правильный ответ: 4. Первая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй час ти, ставится тире.
Обоснование: В данном случае, между частями БСП есть условие - "посчастливится подъедем". Чтобы выделить это условие, нужно поставить тире.
2. Отмечаем предложения, в которых можно поставить тире:
1. Пётр взглянул в окно () снег в парке был ярко-белым, не городским.
2. Он не мог долго оставаться на одном месте () тоска его грызла.
3. В углу залы был насыпан ворох овса () тут же на соломе повизгивали, ползали и тыкались мордами гончие щенята.
4. Попробовал идти пешком () ноги мои подкосились.
5. Турбин избегал попадать на такие вечера () его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.
6. Воздух был столичный () пахло возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов.
7. Взятие Азова было чрезвычайно легкомысленным и опасным делом () русские накликали большую войну со всей Турецкой империей.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 6.
Обоснование: Во всех этих предложениях имеется БСП, в которых первая и вторая части противопоставлены друг другу. Чтобы обозначить эту противопоставленность, используется тире.
3. Объясняем постановку тире в предложении: "А. Напролом идут — волос не жалеют."
Правильный ответ: 1. В БСП есть указание на быструю смену событий.
Обоснование: В данном предложении используется БСП, в которой тире обозначает быструю смену событий. Идут и не жалеют происходят одновременно.
4. Переписываем предложения, составляем схемы и объясняем постановку тире:
1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький).
Схема: Ветер подул с юга - причина, будет дождь - следствие.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев).
Схема: Его глаза никогда не смотрят просто - противопоставление, они все высматривают да подсматривают - противопоставление.
Постановка тире: для обозначения противопоставления между двумя частями БСП.
3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький).
Схема: Засыпая - время, вздрагивают вершины деревьев - следствие этого времени, на землю сыплются капли дождя - следствие действия "вздрагивают вершины деревьев".
Постановка тире: для обозначения временной причинности между двумя частями БСП.
4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский).
Схема: Столыпин постоял-постоял - продолжение действия, попробовал окликнуть друга - продолжение действия, тронул за плечо - следствие этого продолжения, ответа не было - следствие результата действия "тронул за плечо".
Постановка тире: для обозначения последовательности действий между частями БСП.
5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу (Паустовский).
Схема: Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - причина, сон сразу - следствие.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский).
Схема: Пришло лето - факт, он, сверх ожидания, остался в Петербурге - результат этого факта.
Постановка тире: для обозначения связи между фактом и его результатом.
7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).
Схема: Спесивому кланяться - действие, он пуще чванится - следствие этого действия.
Постановка тире: для обозначения причинно-следственной связи между двумя частями БСП.
Примеры:
1) весел – весе́лый
2) молод – моло́дая
3) дорог – доро́гие
4) горек – го́рькие
5) прав – пра́вые
6) боек – бо́йкие
7) светел – светлы́е
б) В глаголах времени ударение ставится на последний слог в повелительном наклонении и на предпоследний слог в остальных формах.
Примеры:
1) дал – дай
2) взял – возьми
3) брал – бери
4) занял – займи
5) начал – начни
6) понял – пойми
7) принял – прими
Вот предложения, где допущены ошибки и где нужно потренироваться в правильном произношении:
а) весел – весе́лая – весе́ло – ве́селые
1) Вчера мы посетили весёлый цирк.
2) На детском празднике все были веселы.
3) Веселая мелодия зазвучала в радио.
4) Мы остались весёлыми после хорошей шутки.
5) В парке мы увидели веселую карусель.
молод – молода́я – молодо́ – молоды́е
1) Молодая девушка читает книгу.
2) После тренировки мы чувствуем себя молодыми.
3) Молодые деревья только-только начинают цвести.
4) Семья оказалась очень молодой и веселой.
5) Мы провели молодое мероприятие в школе.
дорог – до́рогая – до́рого – доро́гие
1) Мы купили дорогие билеты на концерт.
2) Дорогая машина проехала мимо нас.
3) В магазине продаются дорогие украшения.
4) Мы отправились в отпуск на дорогой курорт.
5) Дорогие друзья приехали в гости.
горек – го́рькая – го́рько – го́рькие
1) Горькая правда иногда бывает лучшим выбором.
2) После куска горького шоколада остался особый вкус.
3) Горькое разочарование охватило нас.
4) Мы попробовали горькую ягоду и сразу отпрыгнули.
5) Новогодний торт оказался горьким из-за сливочного масла.
прав – пра́вая – про́во – пра́вые
1) Правая рука помогла мне.
2) Хороший выбор – всегда правый выбор.
3) Прого не было замечено на учебных занятиях.
4) Мы приняли правое решение для всех.
5) Правые вещи всегда находятся в положении.
боек – бо́йкая – бо́йко – бо́йкие
1) Бойкая девочка пробежала весь марафон.
2) Со спортом она действительно боек.
3) Бойкое движение привлекает внимание всех.
4) Мы оценили ее бойкий характер.
5) Бойкие друзья присоединились к нашей игре.
светел – светла́я – светло́ – све́тлые
1) В комнате было светло благодаря яркому окну.
2) Светлая луна сияла на небе.
3) Зеленые листья делают деревья светлыми.
4) Следующий день был светлым и теплым.
5) Светлые мысли идеально подходят для создания картин.
б) В глаголах времени ударение ставится на предпоследний слог в настоящем и будущем времени, а также в прошедшем времени единственного числа и на последний слог в повелительном наклонении и прошедшем времени множественного числа.
дал – дала́ – дало́ – да́ли
1) Он дал мне книгу на прочтение.
2) Она дала отличный совет.
3) Дало успехов, и нас сразу же приняли на работу.
4) Мама и папа дали нам большое спасибо.
5) Они походили и дали обещание вернуться.
взял – возьми́ – взяло́ – взя́ли
1) Я взял книгу и начал читать.
2) Возьми ключи и закрой дверь.
3) Взяло время, чтобы понять все правила.
4) Мы взяли карты и начали играть.
5) Взяли торт и с удовольствием съели.
брал – бра́ла – бра́ло – бра́ли
1) Я брал книгу в библиотеке.
2) Она брала кисти и начинала рисовать.
3) Брало много времени, чтобы сделать все домашние задания.
4) Мы все брали деньги и покупали подарки.
5) Друзья брали спортивный инвентарь и готовились к тренировке.
занял – заня́ла – заняло́ – заня́ли
1) Он занял свое место в аудитории.
2) Она заняла первое место на соревнованиях.
3) Заняло много времени, чтобы освоить новую тему.
4) Мы заняли последнюю пару и сразу же открыли учебники.
5) Заняли спортивный зал и начали тренироваться.
начал – на́чала – нача́ло – на́чали
1) Он начал говорить о своих планах.
2) Она начала петь и покорила всех своим голосом.
3) Начало нового учебного года всегда волнительное событие.
4) Начали тревожиться, когда их друг не появился на встрече.
5) Начали читать книгу и не могли оторваться.
понял – по́няла – поня́ло – поня́ли
1) Я понял, что сделал ошибку.
2) Она поняла, что нужно сделать следующий шаг.
3) Поняло, что нужно быть более осторожным в подобных ситуациях.
4) Поняли, что путь к успеху требует упорного труда.
5) Поняли, что надо изменить свой подход к проблеме.
принял – приня́ла – приня́ло – приня́ли
1) Он принял решение и действовал соответственно.
2) Она приняла предложение на работу.
3) Приняло немало времени, чтобы адаптироваться к новым условиям.
4) Приняли предложение и приступили к его реализации.
5) Приняли семейное решение и переехали в другой город.