Представьте ситуацию : жена говорит мужу: «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а
также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего
пользования.
В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с
целью приобретения необходимых продовольственных товаров»
- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в
этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какой признак
культурной речи здесь представлен? (Уместность)
Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и
тавтология
Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление
однокоренных слов.
Плеоназм – (в переводе с греч. – «излишество») – употребление ненужных
уточняющих слов.
Примеры плеоназмов
главный приоритет;
первый дебют;
ценные сокровища;
наружная внешность;
необычный феномен;
пернатые птицы;
полное фиаско;
равная половина;
Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:
старый старик
заплатить плату
высокая высота
гость в гостях
спросить вопрос
белые белила
проливной ливень
писатель описывает
- Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ
на каждый из следующих вопросов:
Каково значение слова? (Толковый словарь)
Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических
трудностей)
Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)
Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)
Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический
словарь)
-Прочитайте диалог:
Димка, ну чё, прочитал?
Прочитал.
Прикольно или стрёмно?
Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке,
зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником.
Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на
парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей
культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я,
поймёт».
Вот лох!
А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
Ух ты!
Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...
Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и
неуместное употребление сленговых выражений)
- что такое сленг?
ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых
профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг. СЛЕНГ –
экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи,
отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.
- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но
помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к
примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и
выразительность.
Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный
сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Предложенный для анализа текст (автор) посвящен философской проблеме выбора жизненного пути.
Автор описывает жизнь российского и советского ученого-самоучки, исследователя и школьного учителя К. Э. Циолковского. выражает уважение к труду этого человека.
Автор убеждает нас в том, что, выбирая свой жизненный путь, мы не должны сбиваться с него, невзирая на все трудности и критику со стороны других людей.
Я согласна с мнением , так как считаю, что всегда нужно действовать согласно намеченной цели. Конечно, получается не все и не сразу. Я считаю, что опускать руки нельзя ни при каких обстоятельствах, ведь тогда будет сложно чего-то добиться в жизни.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показан человек, сбившийся с пути. Студент Раскольников, главный герой произведения, убивает несчастную старушку ради денег. Я считаю его поступок жестоким и безнравственным.
В наше время нередко можно увидеть пьянство среди молодежи. Этими людьми не всегда бывают хулиганы. Зачастую ими являются хорошие ребята, а иногда и лучшие. По статистике, выпивает девяносто пять процентов старшеклассников. Я считаю, что это ненормально. А каково этим оставшимся пяти процентам? Мне кажется, что к концу одиннадцатого класса непьющих будет еще меньше.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что вопрос выбора жизненного пути я считаю очень важным. Ведь оттого, что мы делаем сейчас, напрямую зависит наше будущее.