У сапожника Фридриха и его жены Ханны был единственный сын – бойкий, умный мальчик по имени Якоб. Он матери торговать на рынке свежими овощами, весело зазывая покупателей. Однажды к лавке подошла уродливая старуха, которая принялась долго копошиться в овощах. Этим она очень рассердила мальчика, который сделал нелестные замечания о ее внешности. Старуха сказала, что и он может стать таким же безобразным, как и она.
Выбрав, наконец, овощи, старуха попросила Якоба донести их домой. В качестве благодарности она угостила мальчика волшебным супом, и тот уснул крепким сном. Во сне Якобу казалось, будто он прислуживал в доме старухи семь лет, и за это время в совершенстве освоил поварское искусство.
Проснувшись, Якоб тут же отправился на рынок, но родная мать не узнала его. Оказалось, что с момента их расставания и в самом деле семь лет, к тому же Якоб изменился до неузнаваемости – он стал безобразным карликом с огромным носом. Он отправился, куда глаза глядят, и вскоре ему удалось устроиться на кухню к герцогу – большому ценителю вкусной еды.
Благодаря своему огромному носу с тонким обонянием Карлик Нос мог настолько виртуозно сочетать компоненты в блюде, что герцог был в полном восторге от нового повара. Как-то раз, отправившись на рынок, Карлик Нос купил белоснежную гусыню, которая оказалась заколдованной дочерью волшебника. Карлик ее и не стал готовить из нее жаркое. Гусыня не осталась в долгу – она карлику найти волшебную травку, понюхав которую, он вернул свой прежний облик.
В тысяча девятьсот сорок пятом году Абылхан Кастеев создал картину «Портрет юного Абая». На ней изображен четырнадцатилетний Абай с томиком восточной поэзии в руке. Томик звезд Востока в руке начинающего поэта носил символический характер. Он учился у них, продолжил их традиции.
Спустя годы Абылхан пишет картину «Абай на жайляу». Здесь уже мы видим зрелого поэта и мыслителя. Внимательный взор, направленный на зрителя, непринужденная посадка, легко накинутое на плечи светлое одеяние. А в руке – вновь поэтический томик, на этот раз – пушкинский. За спиною Абая – родной аул, несколько юрт с хлопочущими возле них земляками, панорама безбрежной степи. Тут всё также символично. Пейзаж безмолвно повествует о том, что Абай рожден и вдохновлен степью, крепко-накрепко связан с нею и живущим на ее просторах простым, душевным народом. Сборник стихов Пушкина – это прямое указание на еще один источник, питавший абаевскую музу: русскую, а через нее и западноевропейскую поэзию.
Абылхан Кастеев много сделал для того, чтобы образ великого Абая дошел до нас во всей живописной полноте и наглядности.
У сапожника Фридриха и его жены Ханны был единственный сын – бойкий, умный мальчик по имени Якоб. Он матери торговать на рынке свежими овощами, весело зазывая покупателей. Однажды к лавке подошла уродливая старуха, которая принялась долго копошиться в овощах. Этим она очень рассердила мальчика, который сделал нелестные замечания о ее внешности. Старуха сказала, что и он может стать таким же безобразным, как и она.
Выбрав, наконец, овощи, старуха попросила Якоба донести их домой. В качестве благодарности она угостила мальчика волшебным супом, и тот уснул крепким сном. Во сне Якобу казалось, будто он прислуживал в доме старухи семь лет, и за это время в совершенстве освоил поварское искусство.
Проснувшись, Якоб тут же отправился на рынок, но родная мать не узнала его. Оказалось, что с момента их расставания и в самом деле семь лет, к тому же Якоб изменился до неузнаваемости – он стал безобразным карликом с огромным носом. Он отправился, куда глаза глядят, и вскоре ему удалось устроиться на кухню к герцогу – большому ценителю вкусной еды.
Благодаря своему огромному носу с тонким обонянием Карлик Нос мог настолько виртуозно сочетать компоненты в блюде, что герцог был в полном восторге от нового повара. Как-то раз, отправившись на рынок, Карлик Нос купил белоснежную гусыню, которая оказалась заколдованной дочерью волшебника. Карлик ее и не стал готовить из нее жаркое. Гусыня не осталась в долгу – она карлику найти волшебную травку, понюхав которую, он вернул свой прежний облик.
В тысяча девятьсот сорок пятом году Абылхан Кастеев создал картину «Портрет юного Абая». На ней изображен четырнадцатилетний Абай с томиком восточной поэзии в руке. Томик звезд Востока в руке начинающего поэта носил символический характер. Он учился у них, продолжил их традиции.
Спустя годы Абылхан пишет картину «Абай на жайляу». Здесь уже мы видим зрелого поэта и мыслителя. Внимательный взор, направленный на зрителя, непринужденная посадка, легко накинутое на плечи светлое одеяние. А в руке – вновь поэтический томик, на этот раз – пушкинский. За спиною Абая – родной аул, несколько юрт с хлопочущими возле них земляками, панорама безбрежной степи. Тут всё также символично. Пейзаж безмолвно повествует о том, что Абай рожден и вдохновлен степью, крепко-накрепко связан с нею и живущим на ее просторах простым, душевным народом. Сборник стихов Пушкина – это прямое указание на еще один источник, питавший абаевскую музу: русскую, а через нее и западноевропейскую поэзию.
Абылхан Кастеев много сделал для того, чтобы образ великого Абая дошел до нас во всей живописной полноте и наглядности.