Применение Задание 1. Озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова Задание 2. Кратко перескажите текст по ключевым словам. Задание 3. Определите тему и основную мысль. Задание 4. Выпишите предложения, осложнённые обособленными определениями и обстоятельствами. Задание 5. Графически объясните знаки препинания (подчерните как члены предложения
В далёкие времена люди, непонимающие происхождения радуги, пытались объяснить её по-своему. Славяне-язычники были убеждены, что радуга - это огненный лук, который бог Перун пускал свои стрелы-молнии. Вошедшие в капельку воды, солнечные лучи преломляются и отражаются от внутренних её стенок многоцветным лучом.
Причастия с определяемыми словами:
(люди какие?) непонимающие происхождения радуги
(лучи какие?) вошедшие в капельку воды
убеждены (причастие в кр. форме входит в составное именное сказуемое: были убеждены)
Заменим, где возможно, причастия глаголами:
В далёкие времена люди, которые не понимали происхождения радуги, пытались объяснить её по-своему.
Изменился ли текст?
Нет. Смысл не изменился.
Укажите роль причастий в тексте:
Придают тексту особую выразительность.
Стиль речи: научный [сообщает о явлениях природы].
Тип речи: описание [описывается о явлениях природы].
Один из однокурсников Ландау много лет спустя вспоминал, какое впечатление произвела на Льва газетная заметка о артисте, который утверждал, что великий актер — это прежде всего самоотречение. — Что ж тогда говорить о физиках,— улыбнулся Дау. Он избегал громких слов и боялся их. Однажды приятель заявил, что он вскоре сделает большое открытие. Дау фыркнул: — Тебе надо почитать Гоголя. Он справедливо замечает, что никогда не следует хвастаться будущим. О своей работе — ни слова, между тем Лев занимался изучением квантовой механики.Ландау изменился. Сказалось влияние коллектива и преподавателей, но больше всего — работа над собой.Однажды речь зашла о том, что человеку даны творческие возможности, но не каждый их развить. — Кто-то из классиков сказал, что без усилий нельзя быть счастливым, а каждое усилие — это усталость и внутреннее страдание, — заметил один из друзей Дау. — Кажется, это слова Анатоля Франса. — Похоже на Франса, — улыбнулся Дау. — Но если тебе нужны цитаты, вспомни лучше Пирогова: «Без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы— ничтожество и произвол». Он с каждым днем становился взрослее. Раньше на него производила впечатление Жюльена Сореля выучить страницу газетного текста, то теперь его больше интересовал духовный мир героя — человек, который вдруг осознает, что то, чего он всю жизнь добивался, не стоит затраченных усилий. Важнее всего — не только сильный характер, но и достойная цель. Для него эта цель — наука, физика. Несмотря на молодость, он научился ограждать себя от помех: время, отведенное для занятий, уходило только на занятия. Я сократила на 249. Я считаю, маленькая погрешность допустима.
Раскроем скобки:
В далёкие времена люди, непонимающие происхождения радуги, пытались объяснить её по-своему. Славяне-язычники были убеждены, что радуга - это огненный лук, который бог Перун пускал свои стрелы-молнии. Вошедшие в капельку воды, солнечные лучи преломляются и отражаются от внутренних её стенок многоцветным лучом.
Причастия с определяемыми словами:
(люди какие?) непонимающие происхождения радуги
(лучи какие?) вошедшие в капельку воды
убеждены (причастие в кр. форме входит в составное именное сказуемое: были убеждены)
Заменим, где возможно, причастия глаголами:
В далёкие времена люди, которые не понимали происхождения радуги, пытались объяснить её по-своему.
Изменился ли текст?
Нет. Смысл не изменился.
Укажите роль причастий в тексте:
Придают тексту особую выразительность.
Стиль речи: научный [сообщает о явлениях природы].
Тип речи: описание [описывается о явлениях природы].
Я сократила на 249. Я считаю, маленькая погрешность допустима.