Принимаю только рукописный вариант Сделайте за меня умаляю если сможете от
сперва сделайте потом дам
Деепричастие как часть речи
Вставьте пропущенные буквы. Поясните свой выбор.
Выр…внять грядку, ори…нтироваться на мес?ности,
отр…зить атаку, пр…дставить в вообр…жении, переве…ти с
английского языка, пр…кратить сеанс, ра…сказывать ш…потом,
пр…тендовать на премию, повлеч? Непр…дсказуемые
п…следствия, пор…зить зрителей, улыбат?ся окружающим,
пр…везти на поезде, пр…сутствовать на приеме, трен…роваться
на ст…дионе, пр…равнять части ур…внения.
Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный — с,
несовершенный — н.)
Деепричастие
Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к
глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дее то
есть к действию. Можно сказать, что и деепричастие к
действию. Оно обозначает добавочное действие.
Сравним два предложения
Маки осыпались и роняли на землю лепестки.
Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
— Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
— Как выражены действия в этих предложениях? (
В первом предложении — однородными сказуемыми — осыпались и роняли, во втором
— сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных
сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое,
2
второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину
более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи —
деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо:
1. деепричастия обозначают добавочное действие,
2. образуются от глаголов,
3. как и глаголы, имеют вид.
Определим его. Поставим вопрос от глагола.
Осыпались (что делая?) — роняя — несовершенный вид.
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами (роняя что?
— лепестки; роняя куда? — на землю).
Рассмотрим другое предложение:
Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая —
однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)
— Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
— Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для
обстоятельства.)
— Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и
наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит
обстоятельством.
Учебник стр 76 - 77
Выполнение упражнений
1. Упражнение 180 – прочитать
3
2. Упражнение 181: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже
поставленные в тексте.
— Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)
3. Упражнение 182: устно.
4. Упражнение 183: работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях
с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть
осторожнее и внимательнее с деепричастиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и
деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При
исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.
Запишем исправленные варианты:
2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь,
я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я
заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным
действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я
возвращался домой, шел дождь.
8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный.
Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
Домашнее задание
1. § 29 Доделать упр 183