Проанализируйте предложения:
1. Кругом лежит еще снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны.
Кругом лежит еще лежит снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны.
1. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, пока что мало получалось.
Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался, но пока что мало получалось.
Во для анализа:
1. Какие это предложения? Сравните пары предложений под цифрой 1( затем под цифрой 2)
2. Найдите в них сочинительные и подчинительные союзы, которые стоят рядом.
3. Составьте схемы этих предложений.
4. Подумайте, при каких условиях рядом стоящие союзы разделяются и не разделяются запятой.
( Внимание! Запятая между союзами ставится тогда, когда можно исключить придаточное предложение из состава сложного, не нарушая при этом структуры предложения; запятая не ставится, когда придаточное исключить нельзя; в этом случае после придаточного предложения стоит «так», «то» или союз «но»)
Не разделяются, как правило, запятой сочинительные и подчинительные союзы, стоящие в начале предложения: И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся.
Как правило, не разделяются запятой оказавшиеся рядом противительный союз а и подчинительный союз: Ночь кончилась, а когда наступило утро, они отправились дальше.
5) Закрепление материала :
Работа с пунктограммой «Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов
и(но)если; и (но)когда; что если; что когда и др.» стр. 148 .
Продолжите предложения предложения, водящие в СПП, отделяются друг от друга запятыми, но если………..
- Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если предложения, входящие в состав СП, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если…………………….
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
В этом прекрасном стихотворении очень точно и весело переданы все приметы весенней грозы, чувство ожидания весны. В стихотворении Тютчева гроза не выглядит зловещей и пугающей. Она описана очень красочно, красиво и ярко.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Из этих строчек видно, что гроза ещё не очень сильно разразила небо. Даже небо не затянуто тучами сплошь, видно, как солнце золотит дождевые струйки. Поэт называет их красивым словом - перлами, то есть жемчужинами. Это просто восхитительно. Радостные ощущения поэта, которые передаются и читателю, усиливаются в следующей строфе:
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Мне нравится весенняя пора и ощущение весны, ее ароматы, чувство радости и надежды на лучшее.
Модальные:1. Вряд ли найдется хоть один человек, который скажет мне, что я недостаточно сделал для нее.
2. Неужели нельзя было держать свой рот на замке, когда только это и требовалось от тебя?
3. Что за напасть снова случилась с этим, вечно влипающим в неприятности, человеком?!
4. Даже и думать не смей о том, чтобы так поступить с этим человеком!
5. Вот это ожерелье я хотела бы получить от тебя на мой день рождения.
6. Только она могла привести Михаила в чувство, но мы не могли негде найти ее.
7. Исключительно рад наживы он творил все эти злобные дела.
8. Почти каждый в этом салуне знал Хромого Билли, лучше стрелка дикого запада.
9. Разве любовь стоит того, чтобы из-за нее страдать?
10. Как раз тебя-то я и искал!
Формообразующие:Взял бы цветов — миллион букетов
Я бы хотел подняться в ракете
Разбросал бы их над планетой.
Приватизировали бы вы свою квартиру
Люди, бывало, горой стояли друг за друга
Смыслоразличительные:
Я не получил от него телеграмму в субботу
Не я получил от него телеграмму в субботу
Вы не могли бы закрыть окно?
Чем не жених!
Кто не топтал тебя, не бил копытами!