иван шишкин – один из известнейших художников-реалистов второй половины 19 века. о шишкине говорили: «он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий » но при этом в своих полотнах художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль». в начале 1872 года на конкурсе, организованном обществом поощрения художеств в петербурге, шишкин выступил с картиной «мачтовый лес в вятской губернии». за нее он получил первую премию. позже эта картина была приобретена п. м. третьяковым и вошла в состав его галереи. художник часто бывал у себя на родине, в вятской губернии, где собирал материалы для новых своих произведений. одна из поездок в елабугу в 1871 году и подвигла его к написанию «соснового бора». для шишкина, как и для его современников, образ природы был неотделим от идеи россии, народа, его судьбы. в картине «сосновый бор» нет ничего случайного, в том числе и время дня - полдень, выбранный, чтобы создать образ россии в расцвете ее внутренних сил. известный критик стасов называл картины шишкина «пейзажами для богатырей». действительно, с этой картины на нас веет чем-то сказочным, былинным, мощным. как будто это иллюстрация к повествованию о подвигах ильи муромца или добрыни никитича. на переднем плане мы видим устье ручья, плавно превращающееся в мелкое болотце, заводь. сквозь прозрачную воду четко видно каменистое дно, песчаные, слегка размытые, берега. по берегам ручья разбросаны камни, виднеются сухие коряги и размытые корни деревьев. чуть повыше растут деревья, берега покрыты травой, но вся растительность вокруг словно угнетена какой-то неведомой силой. маленькая, чахлая елочка окружена унылыми пеньками, зловещие корни деревьев переплетаются над ними. все это создает ощущение заколдованного леса, очарованного каким-то злым волшебником. развивает это ощущение и дальние планы картины. так, на правом берегу, свободном от деревьев, мы видим останки ели, сломанной какой-то бурей. хна ее уже пожелтела и кое-где осыпалась, корни почти целиком выкорчеваны из земли и покрыты мхом. какая неведомая сила здесь бушевала? на кого гневалась? кого заколдовала, спрятав в этом суровом лесу? немного оживляют пейзаж белые цветы, растущие на левом берегу ручья. но они затеняются соснами, заполнившими почти все дальнее пространство картины.
Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи.
На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка. А в некоторых местах, особенно по обочине, много золотых колосьев под своей тяжестью наклонилось к земле. Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Там в глубине поля виднеются голубыми точками васильки, которые необыкновенно украшают собою весь пейзаж. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. По ней не очень часто ездят, большая ее часть заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки. Она, извиваясь, уходит вдаль вглубь поля.
На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью. С одной стороны она совершенно без веток, видимо многие годы испытывала на себе влияние холодного северного ветра. А деревья слева передают в полноте разнообразие своих одежд: от самой пышной формы, полностью одетой ветками до совершенно голой сосны, от которой остался только ствол. В небе, над соснами-богатырями танцуют свой прекрасный танец, полевые птицы, наслаждаясь чудесным теплым днем. Над ними скользят по небу легкие воздушные облака. И там, в глубине картины, на ее самом дальнем плане виднеются тучки, возможно, собирается гроза и скоро прольется теплый летний дождик.
Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе. Она передает зрителю это чувство и дарит наслаждение прекрасным творением великого мастера кисти.
Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Основным персонажем в картинах мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса, преимущественно соснового. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи.
На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка. А в некоторых местах, особенно по обочине, много золотых колосьев под своей тяжестью наклонилось к земле. Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Там в глубине поля виднеются голубыми точками васильки, которые необыкновенно украшают собою весь пейзаж. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. По ней не очень часто ездят, большая ее часть заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки. Она, извиваясь, уходит вдаль вглубь поля.
На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью. С одной стороны она совершенно без веток, видимо многие годы испытывала на себе влияние холодного северного ветра. А деревья слева передают в полноте разнообразие своих одежд: от самой пышной формы, полностью одетой ветками до совершенно голой сосны, от которой остался только ствол. В небе, над соснами-богатырями танцуют свой прекрасный танец, полевые птицы, наслаждаясь чудесным теплым днем. Над ними скользят по небу легкие воздушные облака. И там, в глубине картины, на ее самом дальнем плане виднеются тучки, возможно, собирается гроза и скоро прольется теплый летний дождик.
Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе. Она передает зрителю это чувство и дарит наслаждение прекрасным творением великого мастера кисти.