Прочитай текст и выполни задание
(1) Надо быть храбрым, верным данному слову, сильным, трудолюбивым. (2) Почему надо? (3) А потому. (4) Вот так принято. (5) Иначе накажут, не понимая, или выгонят, или будут презирать…
(6) С одной стороны, это хорошо и правильно. (7) Культивировалось поведение, позволявшее выстоять и подняться в борьбе с природой и врагами.(8) То, что выживанию и процветанию общества, то есть большинства людей, и есть истинно, иначе все погибнем.(9) Тут критерием истины выступает практика, всё выясняется через опыт поколений.
(10) С другой стороны, эти практические предписания отбивали у людей необходимость думать и решать самим. (11) Большинство всегда и не хотело (и не могло) думать и решать самостоятельно. (12) Но некоторые умственно непоседливые всегда хотели докопаться до всех первопричин сами…
В каких предложениях встречаются деепричастные обороты?
Учитель сказал, что сегодня мы едем на экскурсию.
"Вы пришли, - сестра радостно улыбнулась, - сейчас будем пить чай."
Сестра радостно улыбнулась, когда мы пришли и пригласила нас пить чай.
" Когда пойдем в кино?" - дети возбужденно прыгали вокруг отца. .
Дети возбужденно прыгали вокруг отца, спрашивая о походе в кино.
"Начинаем новую тему, - сказал учитель, - вопросы по старой есть?
Учитель сказал, что мы начинаем новую тему и спросил, есть ли вопросы по старой.
"Поздравляем с Днем рождения!" - хором продекламировали учителю ребята.
Ребята хором поздравили учителя с Днем рождения.
«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин) .
Она вскрикнула: «Ай, не он, не он! » – и упала без памяти (Пушкин) .
«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину) .
Диалог включения чужой речи в авторский текст – это диалог.
Чужие предложения, записанные этим полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.
(Чуковский)