Прочитай текст освященном дереве Аулие-а
напротив каждой части текста поставьте карандашом значки:
V— "я это знаю";
— это новая для меня информация;
я думал по-другому, это противоречит тому, что язы
это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения°.
в мире существует три таких дерева. од
се одно растёт по дороге в
другое — в Китае, а третье — Ау.
итае, а третье — Аулие-агаш — в Казахстане, в
? — это мне непонят
е в Мекку,
яне, недалеко
леко от
Жаркента. И
По поверьям, дерево.
Любой человек, приходи
и приходит сюда за исцелением, а кто-то каёт силы.
и лу. Кто-то
с желания,
его верху-
Могучие Вет-
саатить ствол
они дерева
вились мо-
м, дерево Аулие-агаш исцеляет людей и Дr
риходя сюда, ощущает его невероятную
о чтобы загадать же
о тому дереву более семисот лет. Однако до сих пор на его в
ке появляется листва. Оно порама
я листва. Оно поражает своими размерами. Мо
Ви, как гигантские крылья, скло
не крылья, склоняются к земле. Чтобы обх
дерева Аулие-агаш, нужно не менее семерых взрослых. Корни
раскинулись на двадцать-тридцать метров. И из них уже появили
лодые деревья.
. Заполни таблицу
Какова основная мысль текста? Почему это дерево се
священным? Что обозначает слово аулие? Какой целебной
обладает Аулие-агаш? Подчеркни слова и словосочетания
обозначают огромные размеры дерева. Определи тип речи. Дока
этот текст — описание,
лево считается
nебной силой
тания, которые
речи. Докажи, что
1. Пушкин, /воспитанный на «Истории государства Российского» Н.Карамзина ПО/, сказал по поводу русской истории своё собственное слово, /во многом превзошедшее карамзинское ПО/.
2. Некоторые обитатели подводного мира, /плохо вооруженные для самозащиты ПО/, /наделены ПО/, /встречая опасность ДО/, умело камуфлироваться и теряться в зарослях.
3. Сады красовались на прекрасных горах, /нависших над Днепром ПО/, и, /поднимаясь уступами и расширяясь ДО/, царствовал в нежных сумерках вечный старый сад.
4. На одежде князя Куракина, /сшитой из золотой парчи ПО/, лежат, переливаясь, разноцветные орденские ленты.
5. /Рассматривая сочетание слов как единицу синтаксиса ДО/, учёные иногда применяют к нему наименование "синтагма", /возрождая тем самым старинную традицию употребления этого термина ДО/.
6. В ненастье сосны стонут, и их ветки, /сгибаемые порывами разъярённого ветра ПО/, трещат, /иногда царапая иглами по коре дерева ДО/.
7. Берёза, /принаряженная зелёными клейкими листьями ПО/, стояла посреди поляны, /радостно подставляя свои ветви весеннему солнышку ДО/.
Грамматические основы предложений:
1) В начале лета чувствуешь═ ароматы сирени и яснотки, сныти и кашки.
2) В Москве обыкновенно цветочные венки пускали═ с Живого моста у Москворецких ворот.
3) Интересно═ в июне наблюдать═ за лосями.
4) Не упустите случая═ полюбоваться первоцветами!
5) В начале лета полагается отцветать═ даже рябине и сирени.
6) Сначала заготовляют═ переднюю и заднюю стенки скворечника.
7) Хорошо быть наедине═ с русской природой в любое время года.
8) Не оброните═ мартовский день, полюбуйтесь═ теперь природой!
9) Сезонную жизнь природы в июне можно наблюдать═ и не заходя в лес.
10) Снежные бастионы по силам разрушить═ одному солнышку.
__
Грамматические основы предложений:
1) Яблони густо облеплены═ цветом, иные кроны стоят═ сплошь белые═.
2) Почва прогревается═ на значительную глубину, и корни всех растений необычайно деятельны═.
3) Особенно повзрослели═ грачата — так и норовят═ они из гнезда выкарабкаться═.
4) Безвозвратно отошли═ жёсткие утренники, даже в низинах не встретить═ пятен инея.
5) Потянулись═ в леса сороки: надоело═ им стрекотать═ по деревенским задворкам.
6) Куда ни повернись═, услышишь═ голоса и гомон.
7) С замиранием сердца слушаешь═, как птичьи голоса да капель названивают═ беспрерывно.
8) Но уже оттепелью повеяло═, излом сезона чувствуется═.
9) Решительно нет═ такого уголка природы,
который не привлекал бы═ молодой жизнью.
10) Взгляните═ на московские деревья:
осина и тополь собрались пускать═ по ветру пушистые семена, кряжистые вязы тоже вот-вот стряхнут═ плёнчатые крылатки.
__
** Грамматические основы выделены: подлежащие подчеркнуты, остальные – сказуемые═.
! Учтите, что в некоторых учебниках требуют подчеркивать любой главный член односоставного предложения тремя чертами – действуйте сообразно.