Прочитай текст составь его план после этого постарайся к каждому пункту плана записать своими словами одно самое главное предложение у тебя должен получиться маленький текст
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
1. Предложения по схемам (+ знаки препинания). 1 вариант «П», – а.
«Всегда надо поступать по совести», – поучала бабушка. 2 вариант А: «П».
Продавщица равнодушно ответила: «Ничем не могу
3 вариант «П, – а, – п».
«Когда я стану взрослым, – мечтал малыш, – я буду кушать мороженое каждый день». 4 вариант «П! – а. – П».
«Оставьте меня в покое! – кому-то громко сказала женщина, разговаривающая по телефону. – Это не телефонный разговор».
2. Вставка слов автора в данные предложения в соответствии со схемами: А: «П». «П», – а.
«П, – а, – п». «П, – а. – П».
1) Девочка сжала бабушкину руку и Как здорово гулять золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу», – делилась впечатлениями одноклассница. «Как здорово гулять, – думала девочка, – золотой осенью в лесу». «Как здорово гулять золотой осенью в лесу, – говорила Настя. – Надо бы почаще сюда приходить».
«Теперь, – задумчиво произнёс юноша, – я не пропаду». «Теперь я не пропаду, – сказал задержанный. – Мое алиби подтвердят».
*«П, – а. – П». – соответствие для данной схемы (с указанными предложениями) возможно только с дополнительной вставкой прямой речи.
3. Вставка слов автора разными ввода (+ знаки препинания). 1) «Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков», – рассуждал местный исследователь. 2) Подруга была в раздумьях: «Что делать? Идти дальше под дождем или целый день сидеть дома?» 3) «Тише! – осадила девушка, пояснив: – Слышите, как заливается соловей?»
4. Замена прямой речи косвенной (+ знаки препинания).
1 вариант:
1) «Мы решили остаться здесь ночевать», - сообщила мама хозяину сторожки.
Мама сообщила хозяину сторожки, что мы решили здесь ночевать.
2) Дубровский промолвил: «Делайте что хотите, я здесь не хозяин».
Дубровский промолвил, чтобы делали что хотят, так как он здесь не хозяин.
2 вариант:
1) «А вы, девочки, зачем пришли?» - строго спросил он.
Он строго спросил, обращаясь к девочкам, зачем те пришли.
2) «Все это пустяки, Иван Гаврилович, - сказала Юлия, - не в этом счастье».
Юлия сказала, обращаясь к Ивану Гавриловичу, что все это пустяки и не в этом счастье.
3 вариант:
1) «Нам везет!» - сказал Николай, потирая руки.
Николай сказал, потирая руки, что нам (им) везет.
2) «Я пойду туда», - вдруг сказала она.
Она вдруг сказала, что пойдет туда.
4 вариант:
1) «Дедушка, куда вы идете?» - спросил Гаврик громко, как у глухого. Гаврик громко спросил у дедушки, как у глухого, куда тот идет. 2) «Пора нам идти!» - сказала мать.
Мать сказала, что пора идти.
5. Расстановка знаков препинания при цитате, в случае если она вводится в предложение не полностью:
(цитаты выделены).
Оценивая поэму «Мцыри» В. Г.Белинский писал, что «это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Великого критика поражало «разнообразие картин, образов и чувств».
Он видел в поэме «и бури духа, и изменение сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткую грусть».
6. Подбор прямой речи к данным словам автора (+ схемы предложений).
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге: «Какое удивительное создание!..»
А: «П!..»
2) «Это кто ж тебя окольцевал?» - удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
«П?» - а.
3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил: «По болоту не ходите: топко стало».
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
1. Предложения по схемам (+ знаки препинания).
1 вариант «П», – а.
«Всегда надо поступать по совести», – поучала бабушка.
2 вариант А: «П».
Продавщица равнодушно ответила: «Ничем не могу
3 вариант «П, – а, – п».
«Когда я стану взрослым, – мечтал малыш, – я буду кушать мороженое каждый день».
4 вариант «П! – а. – П».
«Оставьте меня в покое! – кому-то громко сказала женщина, разговаривающая по телефону. – Это не телефонный разговор».
2. Вставка слов автора в данные предложения в соответствии со схемами:
А: «П».
«П», – а.
«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
1) Девочка сжала бабушкину руку и Как здорово гулять золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу», – делилась впечатлениями одноклассница.
«Как здорово гулять, – думала девочка, – золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу, – говорила Настя. – Надо бы почаще сюда приходить».
2) Сосед виновато произнёс: «Не обижайся, Лена».
«Не обижайся, Лена», – смущенно заулыбался парень.
«Не обижайся, Лена, – заныл Петров, – ненароком вышло».
«Не обижайся, Лена, – робко попросил мальчик. – Я конфеты тебе принесу».
3) Папа убежденно сказал: «Теперь я не пропаду».
«Теперь я не пропаду», – размышлял подросток.
«Теперь, – задумчиво произнёс юноша, – я не пропаду».
«Теперь я не пропаду, – сказал задержанный. – Мое алиби подтвердят».
*«П, – а. – П». – соответствие для данной схемы (с указанными предложениями) возможно только с дополнительной вставкой прямой речи.
3. Вставка слов автора разными ввода (+ знаки препинания).
1) «Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков», – рассуждал местный исследователь.
2) Подруга была в раздумьях: «Что делать? Идти дальше под дождем или целый день сидеть дома?»
3) «Тише! – осадила девушка, пояснив: – Слышите, как заливается соловей?»
4. Замена прямой речи косвенной (+ знаки препинания).
1 вариант:
1) «Мы решили остаться здесь ночевать», - сообщила мама хозяину сторожки.
Мама сообщила хозяину сторожки, что мы решили здесь ночевать.
2) Дубровский промолвил: «Делайте что хотите, я здесь не хозяин».
Дубровский промолвил, чтобы делали что хотят, так как он здесь не хозяин.
2 вариант:
1) «А вы, девочки, зачем пришли?» - строго спросил он.
Он строго спросил, обращаясь к девочкам, зачем те пришли.
2) «Все это пустяки, Иван Гаврилович, - сказала Юлия, - не в этом счастье».
Юлия сказала, обращаясь к Ивану Гавриловичу, что все это пустяки и не в этом счастье.
3 вариант:
1) «Нам везет!» - сказал Николай, потирая руки.
Николай сказал, потирая руки, что нам (им) везет.
2) «Я пойду туда», - вдруг сказала она.
Она вдруг сказала, что пойдет туда.
4 вариант:
1) «Дедушка, куда вы идете?» - спросил Гаврик громко, как у глухого.
Гаврик громко спросил у дедушки, как у глухого, куда тот идет.
2) «Пора нам идти!» - сказала мать.
Мать сказала, что пора идти.
5. Расстановка знаков препинания при цитате, в случае если она вводится в предложение не полностью:
(цитаты выделены).
Оценивая поэму «Мцыри» В. Г.Белинский писал, что «это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Великого критика поражало «разнообразие картин, образов и чувств».
Он видел в поэме «и бури духа, и изменение сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткую грусть».
6. Подбор прямой речи к данным словам автора (+ схемы предложений).
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки, шепчу в восторге: «Какое удивительное создание!..»
А: «П!..»
2) «Это кто ж тебя окольцевал?» - удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
«П?» - а.
3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил: «По болоту не ходите: топко стало».
А: «П».