Томирис-царица кочевого народа в центральной азии в древние времена. согласно геродоту (1: 214), кир великий, основатель персидской империи, встретил свою смерть в сражении с нею. в силу определенных обстоятельств этот эпизод стал считаться символом акта правосудия, и картины на эту тему заказывались, чтобы украшать залы судов. более того, средневековая типология, возрожденная в xvii веке иезуитами, превратила томирис в прообраз девы марии, торжествующей над сатаной. армией томирис командовал ее сын, которого кир обманным путем вовлек в участие в пиршестве. эта уловка позволила персидскому царю уничтожить большую часть своих врагов, а юноша, когда отрезвел, покончил с собой от стыда. томирис поклялась кровью отомстить за смерть своего сына. в последовавшей битве кир был убит. не удовлетворенная царица, издеваясь над своим заклятым врагом, обезглавила его труп и опустила голову, в винный мех, наполненный кровью. обезглавленное тело кира, в доспехах, распростерто на земле. имя царицы томирис стало легендой. но какойжестокой и кровавой легендой, в которой царица массагетов предстает перед нами грозной воительницей. в которой она, правительница, разгадывает замыслы царя персов кира и жестоко, публично расправляется с ним. об этом пишут сухие учебники . об этом знают простые люди, если спросить их: «а что вызывает в вашей памяти это имя — томирис? » мало того — даже художественные экранизации, многие постановки знаменитых событий прошлого не говорят правды, все они только лишь построены на единственном эпизоде, самом «популярном» из насыщенной не менее удивительными событиями жизни томирис. вы знаете этот эпизод. вот он, вкратце: в очередном удачном сражении персидский царь кир нанес сокрушительное поражение сакским племенам. поверженное племя потеряло своего вождя, рустама, которого они, по преданию, называли «белым вождем» . на трон саков садится томирис. царя кира поражает рассказ о царице, вдове томирис.. женщине, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. и кир, поняв, что это необыкновенная женщина, посылает богатые дары — как будто прося руки томирис, и корону — знак того, что предлагает разделить с ним царствование, на самом деле имея намерение легко захватить ее землю. но томирис угадывает за подарками хитрый замысел и отвечает так: «тебе нужна моя земля, но не я. у тебя достаточно без меня красивых наложниц» . и после этого он со своим многотысячным войском вторгся на ее землю — прикаспийские степи средней азии. несколько дней кир шел по чужой земле, не встречая ни одного противника. тогда он остановился, раскинул в степи шатры, разбил лагерь и оставил в нем часть своего войска — старых, слабых и больных. в шатрах он накрыл столы яствами и винами.. а сам с основным войском скрылся невдалеке. войско томирис напало на лагерь и перебило больных и слабых воинов кира. и, празднуя легкую победу, саки воздали должное столам в шатрах. кир напал на них, пьяных, и легко перебил войско. томирис была в страшном гневе, узнав от послов кира, как он разделался с ее воинами. через своих послов она передала киру: «кровожадный! кир, не кичись своим подвигом! ты коварностью одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою. послушай меня: уходи из моей земли. если не сделаешь так, клянусь тебе богом солнца — я, действительно, напою тебя кровью, как бы ненасытен ты ни был! »
Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой. С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его. «Спешите делать добрые дела», - призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу. Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний. Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям. Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.