Прочитайте 2 отрывка из разных текстов. Сопоставьте их на уровне стиля, целевой аудитории и языковых средств, заполните таблицу.
Текст № 1
Текст № 2
Журавли
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Расул Гамзатов
Каждый год ко Дню Победы начинается очередная атака на общую победу советского народа в Великой Отечественной войне. Некоторые утверждают: «Эта война проходила не на казахской земле, чтобы называть ее Отечественной». Тогда это была единая страна, одна на всех Родина, и это понимали Рахимжан Кошкарбаев, Маншук Маметова, Бауыржан Момышулы, Касым Кайсенов и сотни тысяч других казахстанцев, защищая Казахстан в полях под Киевом, Москвой, Сталинградом, Курском. Нам предлагают 9 Мая не радоваться Победе, а подобно проигравшим скорбеть по погибшим, превратить наш великий праздник в похороны. Да, миллионами жизней страна заплатила за великую Победу, но это не значит, что вместо радости победителей мы должны чувствовать себя побеждёнными. День Победы – это праздник, пусть и со слезами на глазах, но Праздник. Для Скорби есть другой день – 22 июня
Отрывок из статьи Г. Ергалиева (Интернет-газета ZONA KZ)
Сравнительный анализ текстов
Текст № 1
Текст № 2
Тема отрывка, объединяющая эти отрывки
Основная мысль
Целевая аудитория
Стиль текста
Стилевые черты
Языковые средства (не менее 3-х)
Я решила отправиться на ярмарку игрушек. Что бы узнать из чего делают эти игрушки, действительно ли есть спрос на этот товар?
Когда я пришла на новую ярмарку игрушек, то меня поразила пестрота. Столько много ярких и красивых игрушек!
Я подошла к бутику где стояло большинство покупателй и спросила продовца:
- Здравствуйте! Скажите какие игрушки нравятся современным детям?
Продавец:
- Мальчикам нравятся машинки, танки, самолеты на пульте управления, а девочкам- куклы и акссесуары к ним.
- Из чего изготавливают - танки, самолеты, машинки7 А кукл?
- Танки и самолеты делают из прочной пластамассы, машинки сами тоже из пластмассы или из железа, может у машинок иногда делают резиновые колеса. А кукл- из пластмассы или из ткани, волосы делают из ниток.
Вам, большое! До свидания.
- До свидания.
Так мы выясняли какие игрушки нравятся детям из чего их делают.
1. что.
Разобрать на пряди, расправить, проводя расчёской, щёткой по всей длине волос, волокон.Р. волосы. Р. бороду расчёской. Р. лён, шерсть, мех. Р. воротник. Р. махровый шарф.
2. кого-что.
Причесать кого-, что-л. Р. дочурку. Р. голову массажной щёткой.
3. кого-что.
Повредить, расцарапать чесанием. Р. руку. Р. себя до крови. Р. болячку, комариный укус, волдырь. Р. кожу.
4. кого-что. Разг.-сниж.
Разбить, победить. Р. неприятельский полк. Р. десантников. < Расчёсывать, -аю, -аешь; нсв. Расчёсываться, -ается; страд. Расчёсывание, -я; ср. Расчёска (см.).
-ешу, -ешешь; -есанный; сов., что. 1. Расправить, разгладить, разровнять гребнем. Р. волосы. Р. лен. 2. Повредить чесанием. Р. царапину. || несов. расчесывать,-аю, -аешь. || сущ. расчесывание, -я, ср. и расческа, -и, ж. (к 1 знач.; разг.).
расчесать гребнем себе волосы. 2. начать без удержу чесать себе раздраженные, зудящие части тела (фам.).