Прочитайте 4 текста, которые подготовили ваши ровесники с учительницей а. в. гурьевой.
охарактеризуйте их с точки зрения речевой ситуации, т. е. ответьте на вопросы схемы. опре-
делите стиль текстов.
i. колобок – персонаж одноимённой народной сказки. он представляет
собой хлебобулочное изделие шарообразной формы жёлтого цвета. наделённый че-
ловеческими качествами, персонаж сначала сбегает от старых людей, испёкших его,
затем от разных зверей, но в конце концов его съедает лиса.
ii. жили-были дед и бабка. жили скромно – без достатка. ели редьку, пили
квас. и такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. вот на этой грустной ноте
и начну я свой рассказ.
раз «нашло» на старика:
– в доме где-то есть мука.
он на бабку строго смотрит,
та тихонько взгляд отводит.
– да, муки немножко есть. есть, да не про вашу честь…
iii. слушайтесь родителей, не уходите из дома без их разрешения! вспом-
ните сказку про колобка. он был весёлым, сообразительным. но к чему его
непослушание? не случайно в народе говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок. берегите себя и своих родителей!
1. Найти грамматические основы.
2. Определить тип придаточного предложения.
3. Найти осложняющую единицу и подчеркнуть соответствующей чертой.
И Митя почувствовал: какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то в тридесятое царство.
В этом предложении 2 грам. основы:
1) Митя (подлежащее) почувствовал (сказуемое)
2) это (подлежащее) мир (сказуемое)
Это БСП (бессоюзное сложное предложение). Ставим в нём двоеточие, потому что вторая часть раскрывает содержание первой части (между частями можно вставить слова а именно)
И Митя почувствовал (а именно что он почувствовал?) : какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то в тридесятое царство.
Вторая часть БСП (после двоеточия) осложнена:
1) однородными определениями, выраженными одиночными прил-ными. Подчёркиваем волнистой линией:
И Митя почувствовал: какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то в тридесятое царство.
2) обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Подчёркиваем волнистой линией:
И Митя почувствовал: какой это простой, спокойный и родной мир по сравнению с московским, /уже отошедшим куда-то в тридесятое царство/.